- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Я писала эту статью с надеждой, что она окажется полезной для тех, кто хочет или уже обратился за психологической помощью к специалисту (так как я работаю в гештальт-подходе, то далее по тексту психологическую помощь я обозначаю как "терапия", а гештальт-терапевта, соответственно, как "терапевта").
Для тех, кто находится в страхе или неуверенности, а стоит ли начинать терапию.
Для тех, кто находится в растерянности или замешательстве по поводу "а стоит ли продолжать терапию".
Для тех, кто прервал терапию "на самом интересном месте" и, не увидев сразу результатов, решил, что это не для него/нее; или решил не рисковать и не копаться, чтобы, не дай бог, не нарваться на что-нибудь.
Для тех, кто решил, что уже слишком поздно что-то менять или как-то меняться, лучше затаиться, замереть, дышать через раз и продолжить "передачу из рода в род" своей проблемы.
Я искренне верю, что все изложенное ниже может стать поддержкой и помощью в осознании своих чувств и их легализации, для начала или продолжения работы над собой, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Все приведенные переживания основаны на моем личном опыте, опыте моих коллег во время прохождения личной психотерапии, а также на обратной связи моих клиентов, щедро делившихся со мной своими чувствами во время нашей совместной работы или после ее окончания.
Сразу хочу сказать, что чувства разделены достаточно условно. Конечно, возникающих переживаний в процессе терапии очень много, и они намного сложнее. Я не стремилась описать их все (да это и не нужно), а остановилась подробно на тех, которые звучали чаще остальных.
Сожаление
- Эх, почему я раньше не пришел/пришла в терапию, как много бы успел(а)! Как много времени потеряно!
С одной стороны, человек приходит, когда есть необходимость и готовность. И иногда если бы человек мог/хотел прийти раньше, он бы пришел.
С другой стороны, к сожалению, так бывает, что человек слишком долго "откладывает себя" из-за обстоятельств (пока не вырастут дети, пока не наладится карьера) или из-за страхов и установок ("к психологам ходят только психи", "я должен/должна со всем справляться самостоятельно").
Главное не остановиться на мысли "если столько времени упущено, то нечего тогда и начинать".
- Как жаль, что я так медленно двигаюсь, продвигаюсь, я уже несколько месяцев хожу на терапию, а результаты такие маленькие (не то, что у...).
Каждый из нас уникален, со своим опытом и багажом, у всех у нас своя индивидуальная история и методы работы с ней тоже индивидуальны. При этом каждый продвигается в своем темпе, то есть каждому требуется свое время для проживания и переживания тех или иных ситуаций, состояний. И принятие этого факта облегчает восприятие своего субъективного времени, наполняя его особым смыслом присутствия в здесь-и-теперь и примиряя со своим ритмом.
Злость
- Он(а) (терапевт) меня раздражает/злит/выводит из себя! Он(а) не понимает меня!
Когда человеку сложно отказаться от ошибочных представлений о себе, о другом, о мире, от своих иллюзий или ожиданий; когда он изо всех сил старается удержать старую картинку, привычный образ мыслей, типичные реакции, при этом догадываясь, что это ложные, нереалестичные, неэффективные представления и паттерны, тогда он злится на того, кто причастен в их разрушении, кто подвергает их сомнению, кто обнаружил их изъяны и несовершенство – в данном случае на терапевта,
Также бывает, что клиент проецирует свои чувства на терапевта, то есть он злится на самом деле на какую-то фигуру из своего значимого окружения из ситуации в прошлом, но, не осознавая этого, чувствует (хорошо, если и выражает) злость/раздражение на терапевта в настоящем. И это важно прорабатывать в терапии, чтобы не проецировать свой гнев на других людей.
- Эта терапия мне абсолютно не помогает, а даже наоборот стало только хуже.
Действительно, особенно в начале терапии, бывают такие моменты, когда клиенту кажется, что стало хуже. Порой это является индикатором того, что подошли к чему-то важному и болезненному, стали прорабатывать очень острую тему. И в такие моменты клиентам кажется, что лучше привычно страдать, живя как раньше, чем сталкиваться с новой болью. Важно рискнуть, чтобы жить дальше.
Разочарование
- Я так долго хожу на терапию, и что в результате? Я все равно не могу/не умею/не смог(ла)/не изменил(а)/не сделал(а)/все так же...
Во время обучения в Санкт-Петербургском институте Гештальта при прохождении групповой и индивидуальной терапии я решила вести дневник. В конце года я испытала разочарование, мне казалось, что за этот год я практически не продвинулась, я все так же натыкалась на многие темы, с которыми уже работала (а то и не один раз).
Каково же было мое удивление, когда я обратилась к своему дневнику. Действительно, никаких существенных внешних изменений в моей жизни так и не произошло, зато мое внутреннее состояние поменялось довольно сильно. Я стала больше понимать себя, свои потребности и желания. Я научилась справляться более экологичными способами со своими переживаниями.
И даже, несмотря на этот опыт, в последующие годы терапии у меня возникали такие моменты, когда казалось, что все усилия напрасны и ничего не помогает, одолевают сомнения и неуверенность. Хочется все бросить, оставить терапию и как-то жить дальше, как раньше. И очень важно не бросать.
Досада
- Опять то же самое, я столько с этим работал(а)...
- Как же так, я столько с этим работа(а), а эта тема так и осталась для меня актуальной.
Довольно часто в работе я сталкиваюсь с тем, что называется "опять та же самая история" (так было и в моей личной терапии). Так бывает. Некоторые темы приходится прорабатывать не одну встречу. И с каждым разом за этой проблемой обнаруживается что-то новое, что раньше не осознавалось.
К сожалению, психотерапия не панацея. Есть такие истории, которые так и не удается закрыть, завершить. При этом в любом случае благодаря терапии мы научаемся с этим справляться с большей заботой и вниманием к себе, с большей осознанностью, мы принимаем свою боль и научаемся с ней жить.
- Я боюсь, что психолог обо мне расскажет другим.
Существует этический кодекс психологов и психотерапевтов, в рамках которого правило конфиденциальности - одно из основополагающих во всех подходах.
- Я боюсь, что столкнусь с такими переживаниями в процессе работы, что сойду с ума, не смогу с ними потом справиться.
На самом деле психика устроена таким образом, что она охраняет и защищает нас своими способами. И кроме того, вы как клиент активный участник процесса терапии и можете сказать стоп, когда вам это необходимо.
Лучше, если вы двигаетесь с терапевтом маленькими шагами, например, как в гештальт-терапии; ведь не зря ее называют "терапией мышиных шагов". Такой медленный темп позволяет клиенту больше прислушиваться к себе, прорабатывать важные моменты, не проскакивая и не форсируя переживания, а также лучше ассимилировать полученный опыт.
В любом случае здесь нужно ориентироваться на профессиональный опыт специалиста и используемый им подход (методы работы). Важно найти то, что подходит именно вам.
- Я боюсь, что не смогу быть "хорошим" клиентом, у меня не получится что-то сделать или сказать.
Страх несоответствия или желание быть удобным часто является скрытым запросом на терапию. Человек и в жизни сталкивается со множеством последствий такого поведения. Поэтому данная тема часто всплывает и прорабатывается в терапевтических отношениях помимо основного запроса клиента.
Стыд
- Мне стыдно рассказывать об этом, кому бы то ни было.
- Стыдно признаваться, что я не могу справиться с этим, ведь я психолог.
- Стыдно ходить к психологу, все подумают, что я псих.
- Стыдно не справляться самому со своими трудностями, просить о помощи.
Поводов для стыда может быть много, и самый лучший способ с ним справиться - это рассказать другому, тому, кто примет и поймет. Важно понимать, что взрослый человек - это человек, который может при необходимости попросить о помощи и принять ее, может признаваться в своем несовершенстве и уязвимости. И этому тоже можно учиться в терапии.
Горе, боль
- Мне слишком больно, чтобы продолжать дальше.
- Это слишком большое горе, с которым невозможно справиться разговорами.
- Разве можно вернуть того, кого больше нет? Тогда зачем все это?
- Эти психологи специально наступают на самые болезненные точки, заставляя человека страдать.
Действительно, часто на терапию человек приносит свою боль, те переживания, которые долгие годы подтачивают его силы. В обычной жизни они напоминают черную дыру, которую необходимо как-то "заткнуть", которая ноет, болит, требует вложений в виде отказа от полноты проживания жизни. При такой "дыре" любое переживание откликается болью, и хочется проскочить его, бежать дальше.
Но, поступая таким образом, человек не дает себе возможности по-настоящему ПРОЖИТЬ и ПЕРЕЖИТЬ травматичный опыт, оплакать свое горе. Терапия в данном случае помогает пройти клиенту этот трудный путь проживания совместно рука об руку, где терапевт готов быть рядом, сопереживая и откликаясь на его (клиента) боль, поддерживая и принимая все его переживания.
Есть также много чувств и переживаний, которые проявляются в терапии и вдохновляют клиента на ее продолжение.
И многие другие.
И есть еще одно переживание, которое часто отмечается клиентами и является важной точкой терапевтических отношений.
Удивление
- И он (терапевт) тоже человек?! И ему тоже бывает больно, грустно, одиноко, скучно и др.
Когда человек обращается к психологу, то зачастую в первое время воспринимает его как некую профессиональную функцию, как того, кто обслуживает его интересы и потребности. По мере продвижения в какой-то момент (как правило, когда уровень осознанности вырастает, то есть человек начинает больше понимать свои потребности и желания) для клиента более важным становится человеческое присутствие и участие, и тогда он начинает замечать за профессионалом "личность".
Этот переход очень важен, это новый уровень отношений в терапии, в котором есть ощущение присутствия другого, не роли и объекта, а именно субъекта со своими желаниями и потребностями, со своими реакциями на меня как на другую личность.
Как правило, здесь терапевт и клиент переходят на "ты", появляется больше свободы и спонтанности, больше открытости в эмоциональных и телесных проявлениях. Формируется свой язык между терапевтом и клиентом, есть свои "словечки", выражения и метафоры, понятные только им, появляется юмор. Терапевт чаще говорит о себе, своем опыте, своих переживаниях и мыслях. И контакт уже строится на большем взаимном доверии и интересе.
Самый лучший способ работы с вышеперечисленными переживаниями –
открыто говорить о них прямо в терапии, предъявлять и обсуждать, давать себе право их переживать и проживать. Психолог, психотерапевт – это специалист, который готов принимать любые ваши переживания и работать с ними, сопереживая и соприсутствуя.
Так или иначе все чувства клиента естественны и "нормальны", и выбор остается за клиентом, как с ними обращаться. И есть соблазн
И есть право
А еще есть возможность
И все эти выборы заслуживают уважения и принятия.
Важно, чтобы эти выборы были осознанными.