Депрессия – основная дилемма лечения

main_img

В кругу отечественных специалистов, прямо или косвенно сталкивающихся с лечением депрессии, отсутствует единое понимание о том, кто и как должен и может ее лечить. Что же делать тем, для кого слово депрессия – это реальность.

Лечением депрессии во всем развитом мире могут заниматься специалисты, имеющие определенную подготовку в этой области. Врач психиатр, невролог или психотерапевт, работающие в клинике, могут поставить диагноз и прописать те препараты, которые направлены на лечение депрессии. Но этого недостаточно, так как в основе возникновения депрессии лежит плохая способность человека устанавливать личностные границы и адаптироваться в обществе. Именно поэтому психотерапии принадлежит основная роль.

Но тут возникает путаница понятий, которая и определяет основную дилемму.
Давайте их рассмотрим.

  • Психотерапия.
    Проще говоря, лечение диалогом. Данный научно обоснованный метод требует длительного многолетнего дорогостоящего обучения и поддержания собственной способности оказывать подобную помощь (например, получение регулярной личной психотерапии и супервизии).
    Государственные клиники в нашей стране и на постсоветском пространстве не только не могут себе позволить подготовку таких специалистов, но и не готовы предоставлять клиентам эту услугу в нужном объеме. Человек, желающий обучиться психотерапии, оплачивает обучение из своего кармана, и совсем не обязательно, что он имеет при этом медицинское образование.
    Психотерапией депрессии может заниматься, в том числе, консультирующий психолог, который прошел такую подготовку - как, собственно, это и происходит в развитых странах, где она включена в медицинскую страховку.
  • Клиент.
    Человек, получающий услугу психотерапии, является Клиентом, что подчеркивает его равноправную позицию в отношениях со своим специалистом.
  • Психотерапевт.
    По закону в нашей стране он должен иметь медицинское образование и быть врачом, который может выписать лекарство, но при этом не обязан получать ту специальную подготовку, о которой я писала выше. В этом и заключается парадокс.  
  • Пациент.
    В противовес Клиентской позиции, тот, кто обращается к врачу за лекарствами, является Пациентом. Такая позиция делает его как бы слабым по отношению к своему заболеванию, и он «отдает себя в руки» врача, то есть психологически признает свое зависимое положение.

Сейчас только отдельные медицинские учреждения благодаря инициативе и энтузиазму руководителей отделений внедряют бесплатную психотерапию как возможность молодым врачам-психиатрам получить достаточный опыт и знания, а малоимущим пациентам доступ к этой форме лечения. В большинстве случаев данная услуга платная, так как она не только требует возмещения расходов на непрерывное обучение, но и бесплатное ее оказание зачастую вредит и той, и другой стороне.

Все вышеперечисленное создает еще одну дополнительную дилемму или даже два противоречивых мнения, каждое из которых по-своему ошибочно.

1. Убеждение, что все проблемы от головы и антидепрессанты не нужны.
Многие люди считают, что причина любой депрессии – это только психологические факторы (стресс, конфликты, низкая самооценка, черты характера). Это так, но это лишь одна из "граней" расстройства. 

Длительная депрессия нарушает обмен веществ (нейромедиаторов) в головном мозге, поэтому при ее лечении часто назначают лекарства. В своей практике я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди отказываются от приема антидепрессантов. Чаще всего это связанно со страхом перед побочными действиями препарата, опасением "подсесть" на них, как на наркотики. 

Безусловно, прием лекарств подразумевает возникновение ряда побочных эффектов. Но действительная их тяжесть, а иногда и тяжелые последствия возникают в тех случаях, когда препарат подобран некорректно, когда начало или окончание приема лекарств происходит бесконтрольно и необдуманно.

Именно поэтому решать, какую дозу и насколько долго следует принимать, как и когда заканчивать фармакотерапию антидепрессантами должен компетентный врач, который наблюдает больного, знаком с историей его заболевания и работает в тандеме с тем, кто проводит для больного психотерапию.

Таким образом, страдающий депрессией человек с одним специалистом может быть пациентом, а с другим - клиентом, что обеспечивает наилучший подход в лечении.  

Я уважаю выбор своих клиентов, отказывающихся от лекарства, когда он сделан на основе ясного понимания причин отказа, а не страха или неведения.

2. Убеждение, что болезнь надо лечить только лекарствами.
Многие люди, и в том числе врачи-психиатры, считают, что с депрессией можно справиться при помощи одних таблеток.

Хочется отметить, что:

  • По результатам исследований в области фармакотерапии депрессий, только 60-65% пациентов показывают выраженное улучшение в результате применения обычных трициклических препаратов (Beck A.T., 1973), и этот процент не превышает 80 даже при использовании самых современных средств.*  Значит как минимум 20-40% людей вообще не получают положительных результатов от лечения антидепрессантами и должны использовать иные методы терапии.
  • Сравнительно высокий процент пациентов, ранее проходивших медикаментозное лечение (примерно 50% на следующий год по окончании терапии) возвращаются к использованию лекарств.*
  • У депрессии существует своя психологическая основа – черты личности и характера, особенности оценки себя и мира, убеждения и ожидания от жизни, и, как следствие, восприятие действительности, которые не могут корректироваться лекарствами. 
  • Пациенты, проходившие только курс медикаментозной терапии в сочетании с аутотренингом и рациональным обучением и освоением навыков поведения, очень скоро возвращались к исходному состоянию в силу сохранения внутриличностного конфликта (Третьяк Л.Л., 2007).

* Д. Ковпак, Л Третьяк «Депрессия. Современные подходы к диагностике и лечению» Издательство Наука и Техника 2013

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ