- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Сегодня мне хочется описать работу с одним из своих клиентов по поводу ограничивающих убеждений, которые вызывали у него массу негативных эмоций и чувств и – что особенно важно – просто не давали ему совершать поступки, необходимые для его продвижения по работе и общения с окружающими.
В данном отрывке будет показано использование психотехнологий интегрального нейропрограммирования (автор – Сергей Викторович Ковалёв). Не упомянуть имя автора не могу, поскольку техники не мои, однако хочу предупредить сразу, что механически повторять описанное не рекомендую, так как работа с данными психотехнологиями требует теоретической подготовки и практического опыта.
Местами описание работы может показаться похожим на работу с «частями психики» в НЛП, но это не просто работа с ними, поскольку психика человека представляет собой сложную систему со своей иерархией, и необходимо понимать, с частью какого уровня ты сейчас работаешь, и, соответственно, как может повести себя эта часть. Со всеми вытекающими последствиями.
И так как основным принципом работы психологов и психотерапевтов был и остается принцип «Не навреди», то статью эту я пишу не с целью дать технику для повторения, а с целью показать, какими возможностями помогать людям в преодолении их проблем в настоящее время обладают специалисты, практикующие (в частности) интегральное нейропрограммирование.
Итак, первоначально запрос клиента состоял в его неспособности эффективно контактировать с окружающими и возникающими в связи с этой неспособностью проблемами как на работе, так и в личных отношениях. Имён в описании техники использовать не буду, обозначив клиента как К., а себя как П. Привожу часть работы, которая уместилась в полуторачасовой промежуток, во время которого было:
К.: Мне очень обидно слышать слова людей, сказанные в мой адрес, даже когда я умом вроде бы понимаю, что это не должно иметь ко мне отношения, но всё равно обидно.
П.: Подумай, пожалуйста, из-за чего возникает обида? Обида - это твоя реакция, а если она твоя (так же, как и правда своя у каждого – это связано с собственным толкованием действий других людей), то и источник возникновения - причина - находится в тебе. Итак,
К.: Факт, что в отношении меня говорится неправда - обида на несправедливую оценку.
П.: Похоже, источником возникновения твоей обиды является сфера межличностных взаимодействий - твои взаимоотношения с миром и людьми. Как звучит твоя установка из серии кто в порядке, а кто не в порядке? Судя по этому примеру: я в порядке – другие не в порядке, так?
К.: Да.
П.: Какие еще мысли или убеждения у тебя с этим связаны?
К.: Убеждения: Ошибаться нельзя => Если ошибусь, меня будут критиковать = ругать = смеяться => Лучше даже не начинать.
От автора статьи – подобные убеждения являются следствием одного из драйверов, так это называет С.В. Ковалёв, которые нам дают родители или другие люди, воспитывавшие нас с детства. Здесь драйвер называется «будь сильным» - его очень часто можно встретить именно у мужчин, т.к. мальчикам с детства говорят: «ты же не девчонка, не плачь, ты мужик». В итоге ребенок, не умеющий анализировать и воспринимающий информацию «линейно» либо на уровне чувств, делает вывод: нельзя показывать своих чувств, а позже это становится запретом на испытывание чувств, также нельзя совершать ошибки и прочие нельзя, связанные у ребенка с пониманием силы.
П.: Давай сформулируем, как точно звучит это убеждение? Ошибаться нельзя? А, может, вообще: другие всегда правы, а я - нет? Потому и ранит, когда другие говорят не то, что ты сам думаешь и во что веришь, как в правду.
К.: Что-то типа мужики не ошибаются, а если ошибся, то лох.
П.: И вот эта установка на тему, что у мужиков не должно быть ошибок, отзывается у тебя в голове каким-то ощущением?
От автора статьи – изначально клиент говорил, что когда он чувствует обиду, то у него с ней связано некое ощущение в голове.
К.: Нет, ощущением отзывается несправедливость и связанная с ней обида.
П.: Но корни её - в той установке (убеждении), до которого мы в итоге дошли?
К.: Да.
П.: Ты готов поработать с этими чувствами и убеждением сейчас?
К.: Да. Надоело чувствовать себя зависимым от этого.
От автора статьи – данный клиент очень точно обозначает, что его гнетёт в этой ситуации дополнительно, кроме самой проблемы, поскольку часто человек, который сам всё понимает, тем не менее, не может решить проблему, ибо не все проблемы решаются путем только осознавания и понимания их причин, есть ещё такой фактор, как вовлеченность и даже зависимость человека от проблемы, с которым пониманием не справишься.
П.: Хорошо, сейчас закрой глаза.
От автора статьи – я не занимаюсь специальным введением в транс, мне достаточно имеющегося раппорта, а если у клиента и возникает легкое состояние транса, то это делает его бессознательное. Просьба закрыть глаза помогает отделиться от внешних объектов, чтобы лучше сосредоточиться на происходящем внутри человека.
Если бы то ощущение в твоей голове было предметным, попробуй описать его: какого оно размера, формы, плотности и цвета, в каком месте головы расположено, движется оно или это статичное ощущение? (Здесь я перечисляю вопросы в ряд, но в процессе работы бывают некоторые уточнения, и происходит описание не всегда сразу и быстро.)
Теперь подумай, если бы это ощущение было снаружи, а не внутри твоей головы, то где бы оно располагалось в пространстве относительно тебя?
Для пояснения происходящего воспользуюсь вновь словами Сергея Викторовича: «Вы психику видели? Не видели. А она есть». Так вот, чтобы начать взаимодействовать с психическими процессами и явлениями, требуется подобрать подходящие для этого способы и инструменты. И в данном случае используются определенные коды для взаимодействия с частями психики, с помощью которых и ведется диалог с некой частью, что и даёт замечательные результаты в работе. Коды – это: вижу, слышу, ощущаю, думаю, а, кроме того, задействуется ещё и пространственный код? А где оно, если бы оно было где-то?
К.: Это серо-фиолетовый мягкий шар, по структуре как теннисный мяч с ворсинками, но мягкий и не держит форму. Снаружи он сейчас слева от меня, на столе.
П.: Посмотри на этот шар, какие чувства он у тебя вызывает? Можешь подумать, что хорошего он тебе даёт?
К.: Он защищает меня как личность.
П.: Сколько лет этому мячу? Говори быстро первое, что придет в голову.
К.: Цифра 5.
П.: Тебе вспоминается какая-то ситуация в том возрасте? (Клиент не отвечает сразу.)
Скажи, какое там время года, дня?
К.: Осень, серое время суток.
П.: Если не вспоминается ситуация, скажи, какие чувства у тебя сейчас в связи с этим смутным воспоминанием? Тебе грустно, обидно, что-то ещё?
К.: Нет, вышло другое, солнечно, что-то похожее на футбольное поле, я что-то сделал, рад и горд.
П.: А серое тогда что было? (Важно поддерживать раппорт и не упускать деталей.)
К.: Сегодняшнее время и сам мяч.
П.: Тогда что было дальше после сделанного и радости с гордостью?
К.: И дальше меня «опускают», что я сделал что-то не так… это никому не нужно, и вообще делать надо было не так и не то.
П.: Глядя на себя того, подумай, чего тебе тогда не хватило, чтобы не упасть духом при этом опускании? Какого чувства, мыслей, чьей-то поддержки?
К.: Веры в себя, пофигизма, любви... вот! – защиты.
П.: Защита - основное?
К.: Да.
П.: Сейчас в тебе взрослом есть такая вера в себя, пофигизм и любовь к себе, чтобы пережить подобную ситуацию?
К.: Нет, я могу сделать определенное усилие, и мне не будет так больно, но незамеченным оно не проходит.
П.: Где сейчас относительно тебя ты тот, в возрасте 5 лет?
К.: Прямо передо мной.
П.: Какое решение он принял по итогу той ситуации? Какой вывод для себя сделал?
К.: Все – плохие.
Таким образом и формируются детские убеждения, которые живут в нас и действуют, оставаясь не найденными и не пере-прожитыми. Суть данной работы с клиентом – в нахождении травматического инцидента, принятого на его основе решения, а затем в получении ресурсов, с помощью которых вывод «переписывается», благодаря чему перестаёт оказывать своё негативное воздействие на клиента и появление в его жизни проблем, связанных с этим некогда принятым решением.
П.: А кто мог бы дать ему защиту тогда - мама или папа, или вообще кто-нибудь из персонажей книг, сказок? Чьей защиты хочется и в каком виде? Чего так страстно хочется тому, по-детски, в ответ на понимание несправедливости?
К.: Защиты отца, матери, послали бы того, кто критикует, и сказали бы, какой я молодец, чтобы заметили – то, что сделал, было хорошо.
П.: Тогда бери и отца, и мать, и пусть они окажутся там и пошлют того, кто обидел, чтобы сказали: "Ба, сынок, так ты же хорошо сделал!". Ну давай, рисуй мысленно эту картинку во всех красках. Прочувствуй итог ситуации, скажи, получается ли представить, что они могут тебя поддержать, обнять, заслонить собой?
К.: Да, отец меня подкидывает в воздух, мать игнорирует и отмахивается от того, кто критиковал, ему или ей стыдно, обидно, что остались без внимания... я радуюсь.
П.: Почувствуй, ты получил по ощущениям то, что надо? Чувство справедливости и защищенности? Можешь на некоторое время глаза прикрыть и хорошо прочувствовать этот момент - вот вы с родителями держитесь за руки, вы все вместе и вместе вы - сила!
К.: Тут еще важно, что они не оправдываются за меня, а им правда пофиг на тех, кто что-то говорит!
П.: А сейчас скажи, что тот маленький ты думает теперь, когда всё так здорово повернулось? Что чувствует? Какое решение принимает по итогу ситуации и во что теперь верит?
К.: Он в восторге, горд, ему даже хочется сделать приятное тому, кто ругал. И солнце стало ярче, и плевать, что где-то что-то не так.
П.: А мысли о мире и других какие? Другие люди - они плохие или хорошие?
К.: Где-то еще есть плохие люди, но не здесь. У меня и в мире вокруг меня всё хорошо.
П.: Что стало с тем мячом, который был на столе?
(Нужно проверять, ушло ли ощущение, связанное с убеждением.)
К.: Мяч в лужицу превратился, а когда я стал на лужицу смотреть, она пропала.
П.: А тот ты – маленький, какой он сейчас?
К.: Он сейчас с серьезным видом, такой только дети могут делать, когда исследуют мир. Кстати, он стал меньше по возрасту, он еще еле ходит.
В работе до этого всплыл критический инцидент, который случился в 5 лет, но до него, как правило, бывает ещё и момент возникновения убеждения, которое вызывает подобные инциденты. И клиент в процессе работы сам «вышел» на момент возникновения убеждения.
Я понял, это меня совсем маленького пугали бабайкой, если я буду плохо себя вести! Это ещё тогда я начал думать, что вокруг что-то не так…
П.: Очень хорошо, что ты это вспомнил сам. Тогда ещё вопрос к тебе - какие чувства и желания он совсем маленький вызывает у тебя? Что бы хотел сделать - оставить его в том возрасте, дать ему какой-то ресурс или что-то другое? Между ним и тобой есть связи по ощущениям, визуально или как-то ещё?
К.: Нет, связей нет. Ему там нормально, но я хочу подарить ему воздушный шар, который он захочет сделать через восемь лет, чтобы знал, что всё, что он задумал, получится!
П.: Дари! Какого цвета этот шар, какого размера?
К.: Это яркий желтый воздушный шар, для воздухоплавания, размером не очень большой в проекции, потому что я маленький сидел, а передо мной в углу был стол, здесь другой бы не влез, но это проекция, потому что я маленький очень обрадовался, залез в корзину, пригласил мамку с отцом, и шар улетел в окно.
П.: Ты тот - счастливый ребенок сейчас?
К.: По ощущениям – да.
П.: Хочется «забрать» его в себя или отпустить летать на шаре?
К.: Пусть летит, он свободен, у него есть все, что ему надо.
П.: Хочешь, чтобы иногда он прилетал к тебе?
К.: Да. Только не хочу его заставлять.
П.: Заставлять и не надо. Просто сейчас поблагодари его, он ведь сделал важную работу. Скажи, чтобы летал там и так, как и где ему хочется, и чтобы иногда залетал к тебе в гости как муза и приносил вдохновение, например…
К.: Да, он обещал прилетать. У меня сейчас пошли чувства внизу живота и в голове, от «я» в груди самые яркие точки (и слезы).
П.: Проживи их до успокоения, просто сиди, чувствуй, дыши, устоится сейчас. Скажешь, когда придешь в ровное состояние, осталось немножко ещё проверить кое-что.
(Пауза.) А теперь вспомни формулировку убеждения, из-за которого ты чувствовал обиду: мужики не должны ошибаться? Или как?
К.: (смеётся) Сперва не понял, что сказала, потом стало смешно.
Здесь описание нашей работы остановлю, поскольку получается довольно объемно.
С этим клиентом далее мы поработали ещё и над предписанием «Не чувствуй». В ходе работы также было много интересных моментов, которые говорят за себя сами. Если читателей заинтересует продолжение, я его напишу.
А пока, завершая, хочется ещё раз сказать, что в современной психологической (а точнее будет сказать, психотерапевтической, ведь благодаря работе по данным психотехнологиям происходит действительное исцеление психики человека) практике существуют методы и способы, с помощью которых можно решить многие серьезные проблемы, начиная от поведенческих затруднений, заканчивая психосоматическими расстройствами.
Если кого-то заинтересует, где можно обучиться таким способам работы, также сообщу – в Институте инновационных психотехнологий под руководством Сергея Викторовича Ковалёва. Ну и, конечно, на практике, которая продолжается не один год и с помощью которой начинаешь заниматься творчеством, поскольку с пониманием замысла и принципов работы данной системы невозможно не творить. А в конечном итоге ещё и получать огромную радость от возможности помогать людям в решении их проблем и трудностей.