- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Эту фразу нередко приходится слышать от клиенток и клиентов:
- женщины чаще так говорят о своих мужьях или партнерах;
- мужчины так называют собственных сыновей, которые по каким-то причинам не отрываются от матери ни в 10, ни в 15, ни в 40.
Почему так происходит?
Как случается так, что в полной семье при живом отце вырастает «маменькин сыночек»?
Безусловно, причиной формирования характера по типу «маменькин сыночек» является вытеснение мужа из семьи. Почему так происходит, думаю, у каждого отдельно взятого случая будет своя история, но у всех этих историй есть кое-что общее.
Как правило, для таких матерей, ребенок не просто ребенок - он смысл всей жизни женщины. Это их продолжение, это их орган дыхания, зрения, обоняния и так далее. Как же можно без них жить полноценной жизнью.
Такое поведение и восприятие собственного ребенка свойственно женщинам, которые не просто разочаровались в муже, браке и вообще во взаимодействиях с мужчиной.
Нет. Как правило, за редким исключением, женщины, воспитывающие «маменькиных сынков», уже изначально в собственных фантазиях формируют отношения с будущим мальчиком. Родившаяся девочка в таких случаях будет всегда не любима, будучи идеальной во всех отношениях, в глазах матери она все равно будет «дефектна».
В семьях, где формируется психика «маменькиного сыночка», отца нет, даже если он физически находится рядом. Его эмоционально исключают из семьи. Он не имеет права голоса ни в чем. Роль мужа и отца психически полностью заменяет мать. Но транслирует (осознанно или нет - значения не имеет) она это сыну.
Получается, что мальчик якобы заменяет в доме «непригодного» мужа/отца, но обучается «правильному» поведению у женщины, то есть так, как она видит образ мужчины.
Не может нормальная и психически здоровая женщина быть мужчиной! Она женщина!
Стоит заметить, что в тех случаях, когда для мальчика есть веская причина заменять отца (отец инвалид, погиб, ушел из семьи), сын быстрее взрослеет и берет на себя функции отца. При этом он сохраняет статус сына, и у него нет потребности идентифицироваться с матерью (становиться «мужчиной» по женскому подобию), в большинстве случаев мальчик идентифицируется с мужчиной из ближнего окружения. В таких семьях через какой-то промежуток времени у матери появляется другой мужчина, и это нормально.
В случаях, где в доме растет «маменькин сынок», другому мужчине места нет. Он может появиться для чего-то, но как мужчина в этой семье он не нужен, с ним не комфортно. А с сыном у матери и взаимопонимание, и душевная близость, и общие увлечения, и много такого, что даже вообразить невозможно. Женщины, воспитывающие «маменькиных сынков», в большинстве случаев люди со-зависимые, а для со-зависимых важно чувствовать себя нужной, и от сына она это чувство получает с момента его рождения. Поэтому отпустить его она не может никогда.
Как правило, матери«маменькиных сыночков» наделяют их исключительными качествами. В фантазиях таких матерей их сын вырастет и станет минимум главнокомандующим, откроет свой успешный бизнес, заработает миллионы, покорит космос и придумает вакцину от всех болезней. Ну, разве может нечто подобное сделать «никчемная дочь»? Никогда!
Как правило, женщины, воспитывающие «маменькиных сыночков», живут не интересами ребенка, они навязывают мальчикам и заставляют проживать их собственные фантазии. Фантазии об их другой жизни, если бы они родились мужчиной.
Именно поэтому в их психической реальности дочь не может чего-то достигнуть, как не может этого достичь и сама мать, будучи рожденной женщиной. Такие женщины в большинстве случаев сами ничего не делают из-за высокого уровня притязания к себе самой и к миру в целом. Это женщины с патологическим перфекционизмом.
Женщина, для которой практически невозможно получать от жизни удовольствие никак иначе, чем идеализируя собственного сына, а через него, соответственно, и себя. Ведь это она произвела на свет такого мальчика. В данном контексте материнство эгоистично! Оно направлено не на развитие ребенка, а на удовлетворение собственных нужд и потребностей.
Такая связь практически не поддается сепарации, именно поэтому «маменькин сыночек» никогда не становится полноценным мужем. За редким исключением, и исключение это в большинстве случаев связанно с колоссальной работой психоаналитика и пациента.
Мужчиной можно стать, только идентифицировавшись с отцом, но поскольку отца как образца мужского поведения просто не существовало, то и возможности идентифицироваться не было изначально. А как можно идентифицироваться с отцом, который со слов матери «непотребный», «неудачник», «алкаш». В подобных ситуациях запускается процесс демаскулинизации, другими словами - происходит психологическая кастрация. Да, мать собственными усилиями кастрирует сына, лишая его шанса в будущем стать мужчиной.
Для ребенка очень важным этапом формирования здоровой психики является идентификация с родителем своего пола. В случае «маменькиного сынка», ребенок не может идентифицировать себя с отцом, поэтому он пытается идентифицироваться с матерью, что имеет свои патологические признаки. В процессе такой борьбы у мальчика может возникнуть внутренний конфликт – одновременное сопротивление и отцу, и матери. Со временем внутренний конфликт может усилиться.
Для «маменькиного сыночка» очень сложно найти себе пару. Мало того, что мать отбрасывает любые варианты, так еще и внутренний голос подсказывает, что жениться надо на женщине, не похожей на мать, но в большинстве случаев «маменькин сыночек» выбирает женщину копию своей матери. От своей избранницы он требует такого же отношения к себе, какое было у его матери. Жены просто не должно существовать, есть только он, ни о каких детях речи быть не может. При этом она же - ненавистная разлучница, так как из-за нее он «вынужден уйти от мамы». Чувство вины, возникающее у мужчины, подталкивает его на агрессивное поведение по отношению к жене и ее близким.
Матери «маминых сыночков» поддерживают их инфантильность, пренебрегают его сексуальной потребностью, очень часто сын и мать спят в одной постели, даже когда «ребенку» далеко за 20.
«Маменькины сынки» любят, когда их хвалят за каждую мелочь, они абсолютно не переносят критики. «Маменькины сынки» - вечные дети, они никогда не повзрослеют. Нередко у них лишний жирок формирует фигуру по женскому типу. А еще "маменькины сынки" часто становятся зависимы от алкоголя или наркотиков.
Изменить что-либо в подобных взаимоотношениях очень трудно. Отношение матери к сыну носит характер влечения. Достучаться до такой матери практически невозможно. «Маменькины сыночки», как правило, сами в терапию не приходят. В лучших случаях их приводят жены, и в процессе длительной терапии происходят изменения в лучшую сторону. Иногда они приходят сами -- увы, часто это случается, когда мамы не стало, а жить дальше как-то надо, и приходит понимание, что он совершенно не способен строить отношения с другими женщинами.
В таких случаях работа с психоаналитиком имеет положительный результат, но необходимо пройти через множество сопротивлений, любви и ненависти.
Получение желаемого – это всегда труд!