Депрессия и стоит ли ее лечить?

main_img

Слова "депрессия", "депрессивный"
мы зачастую употребляем в своем лексиконе,
не до конца понимая значение и смысл данных слов.

И подразумеваем под ними сниженное настроение, печаль, которые зачастую являются кратковременной реакцией на те или иные обстоятельства реальной жизни.

На самом же деле депрессия - это заболевание, обозначенное в классификации болезней (F32) и требующее лечения.

Мне хочется рассказать о депрессии с точки зрения врача-психиатра. Но, в тоже время, никак не умаляя важность психотерапии и гуманистического подхода в лечении пациентов с депрессивными расстройствами.

Депрессия - это серьезное психическое расстройство. Думаю, что это единственное психическое расстройство, которое может привести к летальному исходу. Работая в остром психиатрическом отделении, неоднократно наблюдала пациенток с тяжелой многолетней депрессией, которые в период обострения своего состояния совершали суицидальные попытки. К счастью, эти попытки были незавершенными, и еще можно было что-то исправить. 

Зачастую депрессия требует медикаментозного лечения специальными препаратами, которые называются антидепрессанты.

В народе бытует мнение, что таблетки, которые прописывает психиатр, способны сделать из человека "зомби", "растение", могут негативно повлиять на функции головного мозга. Спешу заметить, что это абсолютно не так.

Для этого необходимо обратиться к такой науке, как физиология, описывающей законы, по которым работает наш головной мозг. Дело в том, что нервные клетки взаимодействуют между собой с помощью синапсов - соединений отростков нервных клеток. Взаимодействие между нервными клетками происходит не напрямую, а при помощи специальных пузырьков - везикул, в которых находятся вещества-нейромедиаторы. Нейромедиаторы выбрасываются в пространство между двумя нервными клетками и поглощаются клеткой-реципиентом с помощью специальных рецепторов. Это такие вещества, как серотонин норадреналин, дофамин.

При депрессии происходит разбалансировка данной системы - химия нервных клеток нарушается. Каких-то веществ вырабатывается мало, система истощается.
На выходе мы получаем клинику депрессивного состояния: сниженное настроение, апатия, абулия (отсутствие побуждений), ангедония (отсутствие удовольствия от жизни), суицидальные мысли, замедленность мыслительного процесса, непродуктивность мышления, что может привести к проблемам в отношениях, работе и учёбе у человека с депрессией. 

Почему важна терапия препаратами?

Я часто вижу статьи, посты, работы о том, как психотерапия, спорт, общение, увлечения, хобби помогают справиться с депрессией - и это действительно имеет место быть.
Но также я видела другую картину:

  • я видела молодых и красивых девушек, которые в отчаянии бросались головой вниз с подоконника на высоте депрессивных переживаний,
  • я видела людей, которым действительно необходима помощь здесь и сейчас, которые могли неделями лежать, отвернувшись лицом к стенке, когда нарушались физиологические функции организма, отмечалось истощение.

Конечно, в такой ситуации побудить человека сделать что-то крайне сложно: здесь уже идёт речь о "большой психиатрии". Необходима госпитализация в стационар, мониторинг соматического состояния - анализы, при необходимости постановка капельниц (если человек долго не ел), стабилизация соматического состояния организма и подключения антидепрессантов, в том числе и парентерально (внутримышечно или даже внутривенно).

В больнице таких пациентов ставят на строгий "депрессивно-суицидальный" надзор: персонал от них не отходит ни на минуту, потому что в любой момент такой пациент может повеситься в туалете на резинке от трусов. Это не результат слабости или малодушия - это результат тяжелой болезни: болезни, эпидемия которой, словно чума, захлестнула мир в 20-м 21-м веке.

Итак, вернёмся к нашим медиаторам. Мне хотелось бы пояснить, в связи с чем необходимо раннее подключение фармакологической терапии.

Есть такое понятие, как нейротоксичность - она встречается при таких состояниях, как, например, шизофрения и эндогенная депрессия. Когда человек долго находится в депрессивном состоянии или переносит без врачебной помощи шизофренический приступ, клетки мозга истощаются и гибнут: гибнут сотнями, и это клетки тех структур мозга, которые отвечают за эмоции, за эмоциональные переживания.

После чего в данных структурах отмечается истощение, дистрофические явления, которые видны на КТ и МРТ  (компьютерная и магнитно-резонансная томография). Соответственно, лечить человека, который молчал о своем состоянии годами, намного сложнее. Поэтому так важно раннее подключение фармакологической терапии, за счет которой восстанавливается баланс нейромедиаторов и химия мозга.

Конечно, это происходит с согласия пациента, но зачастую не все знают об этих тонкостях. 

Хотелось бы уделить внимание и второму аспекту - психотерапии и психокоррекции. К сожалению, зачастую врачи в стационаре ведут по 30 и более пациентов, не могут позволить себе уделять пациентам много времени, которое можно было бы потратить на разговор. Да и не каждый доктор имеет для этого специальные знания...

Психотерапия и психокоррекция также важна у человека, находящегося в депрессивном состоянии. Таблетки помогают стабилизировать баланс нейромедиаторов - специальных веществ в клетках мозга, но это не решает проблем, которые лежат в сфере психики, переживаний, чувств, воспоминаний и эмоций, поэтому хочу особо отметить важность психокоррекции.

Как я уже сказала, препаратами-антидепрессантами мы как бы снижаем интенсивность боли, как бы делаем обезболивание перед операцией. Но если пациент в очень тяжелом депрессивном состоянии, в тревоге и ажиотации, то стараемся заглушить эту боль, снизить напряженность аффекта не только антидепрессантами, но и препаратами других классов. 

Я сравниваю это с медикаментозный комой (простите за грубое сравнение). Когда я работала в реанимации, к нам часто привозили пациентов после ДТП, разбившихся на мотоциклах, пациентов с тяжелыми травмами головы, с переломанными черепами. В этой критической ситуации, чтобы пациент не умер от нестерпимой боли, от болевого шока, его на какое-то время искусственно водили в кому: угнетали сознание.

Таким образом удавалось пережить критический период, после чего, когда жизни пациента уже ничего не угрожало, он постепенно выводился из этого состояния, и тогда врачи могли спокойно приступить к восстановлению и реабилитации. Некоторым пациентам вновь приходилось учиться ходить, питаться, говорить, дышать без аппарата ИВЛ - то же происходит и с психикой. 

Надеюсь, что в моей заметке мне удалось обозначить важность двух подходов:

  1. медикаментозного подхода, которым владеют врачи-психиатры, которые учились этому в высшем учебном заведении,
  2. подхода психотерапевтического, который также важен для того, чтобы окончательно закрепить эффект проведённого лечения и провести реабилитацию и социализацию пациента или клиента...

От себя добавлю, что страдать от депрессии - это больно, страшно и смертельно. Наверное, погибают не только клетки мозговых структур, но и частички души постепенно отмирают, и свет постепенно гаснет. 

И я хочу своими словами выразить поддержку тем,
кто переживает эту "темную ночь жизни",
и благодарность и признательность тем, кто если не помогает внести свет,
то просто способен находиться рядом и разделять эту долю.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ