Как я выбираю безумие

main_img

Этот текст родился во время консультирования пары,
в результате актуализации переживаний «в настоящем», при работе с Id-функцией.

Благодаря сильным чувствам, возникшим во время работы, сейчас, немного погодя, после отстранения от ситуации на сессии легко воспроизводится это взаимодействие, где я чувствую себя как этот мужчина и как эта женщина.

Удерживая внутри себя ощущение происходящего сейчас, я ловлю эту связь, которую отчаянно и самоотверженно воспроизводит она, преодолевая бессилие и как будто бы из последних сил совершая рывок к своему возлюбленному, на который он удивленно и ошарашенно реагирует максимальной неопределенностью.

Я вновь переживаю то состояние, которое хотела донести женщина и чувствую ее бессильное напряжение,

  • когда она пытается обратить внимание на еле переносимый страх;
  • сверхвозбуждённый поиск выхода;
  • бесконечное сравнение себя с другими – естественно, не в свою пользу;
  • подозрения, что все безрезультатно, что она неинтересна, что она – камень на шее;
  • ее невысказанную мольбу мужу взять на себя ответственность за ее жизнь, так как, ощущая свою подвешенность, она не может решиться на беременность и чувствует приближающееся «безумие».

Она рассказывает о том, что жизнь протекает стереотипно, на смутном фоне перечисленных переживаний, которые женщина обычно не впускает в настоящее, и только сейчас, непрерывным потоком, возбужденно, находясь в постоянном движении мимики и жестикуляции, почти выкрикивает их мужу... По состоянию, рисунку поведения женщины, интонации, мимике я, как терапевт, чувствую непереносимость тоски и гнева, желания близости и отвращения, о которых немного позже, успокоившись, женщина уже может говорить.

Вопрос, который бьется между ними: «Найди в себе ответ: нужна ли я тебе?».
Это про то, что было и что может быть. Если оставаться в настоящем, то вопрос трансформируется в послание: «Увидь меня сейчас! Когда ты меня не видишь, я – ненужная вещь!».

Это точка, в которой женщина пытается совершить захват и удержание, в то время как мужчина, заряженный удовольствием от признания сотрудницами на корпоративе, остается предельно неопределенным и отвечает: «Не знаю».

Когда я воспроизвожу этот эпизод, у меня сохраняется ощущение, что мужчина несколько «звездил», хотя на мой вопрос «Кто ты сейчас?» он, смущаясь, не смог ответить, немного сжимался и поджимал губы.

В дальнейшем он пытается замазать стыд и утверждает, что у него нет проблем, не признает, что перед ним дилемма, состоящая из возможных реакций:

  • если «Ты мне нужна» - придется расстаться со «звездностью» и превратить ненужную вещь (жену) в нужную, тем самым создав для нее определенность;
  • если «Ты мне не нужна», стало быть, он освобождает свою и ее жизнь под свою ответственность.

Это не осознается, вызывая ответное возмущение, замыкание, изолирование, встречный страх, потому что если «я свободен», то тогда нужно начинать какую-то другую жизнь, более взрослую.

В результате цепочки болезненных контактов женщина чувствует, что ее «накрывает», и что она «сходит с ума».

Некоторое время потребовалось на то, чтобы пара смогла осознать сценарность взаимодействия, и то, что по этому сценарию они не встречаются в данном взаимодействии и могут только злиться, гневаться, ненавидеть, испытывать отвращение друг к другу, стыдиться, чувствовать вину. Осознав, что сценарий – это «не я», женщина начинает испытывать грусть по поводу невозможности идти не по сценарию, ей хочется быть кем-то и тяжело ощущать себя никем.

К сожалению, мужчина продолжает «тупить», а мы продолжаем беседовать только с женщиной. Когда, пытаясь сохранить связь с настоящим, женщина осознает, что ей необходимо найти состояния, в которых есть опора для того, чтобы выдержать неопределенность, возникает некоторое усиление энергии. Женщина в этой возможности находит некоторую разрядку и успокоение.

На вопрос «Что могло бы быть опорой, выдерживающей неопределенность мужа?»,
она перечисляет людей, с которыми могла бы списаться по Интернету, и испытывает в этот момент стыд. Я улавливаю обреченность в ее голосе, когда она говорит, что не может не стыдиться. В этом месте энергия падает, появляется ощущение провала во что-то унылое, безжизненное, где она не может вступить в контакт ни с кем.

Но потом женщина вспоминает, что она не всегда испытывает стыд, особенно, когда захватывает мужа и терапевта, «готового бесконечно сопереживать». И тогда из всей этой безумной структуры в настоящее, как в промежуток между прошлым и будущим, вплывает «некто» - женщина, свободная от смущения,

  • которая при сравнении себя с кем-то чувствует свою выигрышность;
  • которая получает подтверждение своего существования, а стало быть, она уникальна, суверенна, спонтанна, личность с сильным Id, устойчивым Personality и свободным Ego;
  • которая совсем не готова сойти с ума от выхода из слияния с мужем.
Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ