- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Контрперенос на сегодняшний день считается одним из самых важных инструментов психоаналитика.
Перенос (или Трансфер от англ. transference) — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Был замечен и описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа.
Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса.
Кляйнианский психоаналитик Ракер связал контрперенос с таким явлением, как психологическая защита проективной идентификацией. В этом контексте контрперенос становится взаимодействием аналитика с проективной идентификацией анализанта. Он различает конкордантный и комплиментарный контрперенос. В первом случае терапевт функционирует в контрпереносе как отщепленная часть пациента, а во втором – как его значимые внешние объекты.
Как писал Винникотт, следует различать объективный и субъективный контрпереносы.
Одним из основных признаков субъективного контрпереноса есть его выход за пределы терапевтического поля, повторяемость в работе с различными пациентами.
Работая с психосоматическими пациентами, я отследила у себя как у психотерапевта такое явление, как соматизированный контрперенос. Это явление заключается в разного рода недомоганиях, возникающих в одном ритме с сеттингом определенных пациентов и не свойственных организму в обыденной жизни.
Соматизированный контрперенос также можно разделить на виды:
Соматизированный контрперенос необыкновенно ценен как регресс аналитика вместе с пациентом к самым ранним, пренатальным и младенческим переживаниям пациента, которые не поддаются реконструкции на вербальном уровне.
Можно говорить и об объективной и субъективной форме данного явления, основываясь на фиксации контрпереносного недомогания в терапевтическом поле либо распространении и вне его. Если объективный соматизированный контрперенос безусловно полезен для анализа и должен быть немедленно исследован по его возникновению (а как вы думаете, почему я сейчас кашляю? В качестве кого я могу сейчас кашлять?), то с субъективным состоянием и его анализом дело обстоит сложнее.
Безусловно, психоаналитическое поле – не место для пребывания собственных переживаний аналитика. Однако психосоматический пациент столь глобально замуровывает собственную психическую жизнь, что, с моей точки зрения, в ее поиске и реконструкции все средства хороши.
И в этом случае субъективный контрперенос как личная реакция аналитика на некое явление в психической жизни пациента может служить мотивацией к более внимательному поиску и раскрытию этого явления, может считаться его «уликой» и в таком контексте может быть использован в анализе.