Я – канатоходец (исповедь онкопсихолога)

main_img
От рака можно вылечиться, если сумеешь пережить лечение от него.

Это уже далеко не новое и, к сожалению, абсолютно верное утверждение.

Когда онколог выбирает для больного схему лечения, это всегда решение о том, как убить опухоль и не добить пациента.

Психотерапевт, работающий с онкологическим пациентом, также должен пройти между Сциллой и Харибдой. Сциллой рецидива и Харибдой психоза.

Если вернуться к обсуждению природы онкологического заболевания, как самой могучей психосоматики человеческого организма, нужно вспомнить определение психосоматоза.

Психосоматозы – это психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, сопровождающаяся изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.
(Википедия)

Психосоматозы еще называют психозом органа. И если классический психоз – это состояние психики, при котором ее реакции грубо противоречат реальной ситуации, психика решает задачу, поставленную созданной ею же псевдореальностью, то психоз органа – это, видимо, решение той же самой задачи в той же самой, созданной психикой псевдореальности.

И при удалении пораженного психозом органа задача, поставленная в псевдореальности, остается. И решена она будет либо с помощью массированного поражения психозом других органов (метастатический процесс при онкологии), либо путем распада самой психики на фрагменты, оторванные от реальности – психоз.

В этот момент задачей психотерапевта является ОДНОВРЕМЕННО добиться вербализации пациентом символизированного на соматическом уровне с помощью опухоли конфликта (задачи в псевдореальности) и ОДНОВРЕМЕННО не допустить распада психики, столкнувшейся с неразрешимой в реальности задачей.

Когда я задумалась о том, как же это сделать, образ канатоходца возник передо мной практически сразу. Помните, у Высоцкого?

Он по жизни шагал над помостом - 
По канату, по канату, 
Натянутому, как нерв. 
Посмотрите - вот он  без страховки идет. 
Чуть правее наклон -  упадет, пропадет! 
Чуть левее наклон -  все равно не спасти... 
Но должно быть, ему очень нужно пройти четыре четверти пути. 

И очень страшно. Потому что под тобой – не арена цирка. Там Территория Смерти.

Что там используют канатоходцы, чтобы уцелеть?
Страховки, шесты, помогающие удерживать равновесие…

Что же в нашей практике может быть эквивалентом таких страховок?
Мне думается, это великий и древний Инстинкт Выживания. Не современный экзистенциальный поиск смысла жизни, а именно древняя, животная живучесть, которая выгоняла зверье из зоны землетрясения или отправляла больное животное на поиск лечебной травы. Та самая живучесть, благодаря которой канатоходец держит равновесие на канате.

Так что живите, господа психотерапевты, живите, вплетайтесь в жизнь, наслаждайтесь каждой ее минутой, радуйтесь самому осуществлению жизни – и ведите за собой по канату своих пациентов. Если вы пройдете – то и они пройдут.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ