О психотерапии и психотерапевтах

Раздел: Статьи
Категория: Я и психолог
main_img

Вначале – несколько метафор.

Все мы знакомы с творчеством импрессионистов.
Чем оно характерно?

Если смотреть на картины художников-импрессионистов, стоя вблизи от них, то мы видим только разноцветные мазки, расположенные совершенно хаотично. Но если отойти на какое-то расстояние, то перед нами предстанет вполне осмысленное изображение. То есть, чтобы увидеть то, что хотел показать нам художник, необходимо особым образом сфокусироваться.

И уже здесь у нас возникает вполне уместный вопрос: каким образом художник, нанося совершенно беспорядочно мазки, видел то, что он на самом деле рисовал? Возможно, у него «другое» зрение (иная фокусировка), нежели у нас, обычных людей?

Еще одна метафора, с помощью которой можно описать такой процесс, как психотерапия. Это голограмма. Голограмма – это такой вид изображения на плоскости, которое при особом фокусировании становится объемным. Иначе мы будем видеть только размытое изображение. Опять мы употребляем такое словосочетание как «особое фокусирование».

Так вот, дадим такое определение психотерапии – это особый вид фокусирования, при котором психотерапевт, в отличие от «нормальных» людей «видит» картинку более объемной или совсем не то, что видят другие люди.

Можно предположить, что ребенок, рождаясь, обладает более объемным «зрением», нежели взрослый (слово «зрение» в кавычках, т.к. означает не только зрение в буквальном смысле, но и в психологическом, если можно так выразиться). Тому доказательство народная мудрость: «Устами младенца глаголет истина».

Всем знакома сказка Андерсена «Голый король», когда ребенок, у которого не испорчено «зрение» воспитанием, мнением окружающих, видит реальную картинку, а не то, что ему предлагают видеть.

С самого раннего детства ребенка учат не только правильно фокусироваться на материальных предметах - «это стол, это стул», но и «правильно» себя вести – так можно, так нельзя, это хорошо, это плохо. И постепенно у ребенка фокусировка меняется, он все больше начинает видеть то, что ему предлагают видеть, и постепенно забывает о своем первоначальном видении.

Как же впоследствии некоторые люди имеют возможность вновь видеть по-другому?

Есть такие дети, которые внутренне противятся тому, чему их учат (как будто у них есть «прививка», психологи называют это сопротивлением). И тогда где-нибудь в душе у них сохраняется отметинка, «ранка», как свидетельство того, что они видели по-другому.

Чем больше у человека таких «ранок», тем больше вероятность того, что он впоследствии станет психотерапевтом. Такие дети еще бывают гениальными, талантливыми. Именно другой взгляд на этот мир, особое фокусирование дает им возможность увидеть то, чего не видят обычные люди (таким был, например, Эйнштейн).

И еще одно маленькое отступление, которое нам поможет понять процесс психотерапии. В детстве я читала рассказ Аркадия Гайдара «Честное слово». Сюжет таков: дети играют «в войну», одного мальчика ставят на пост, взяв с него «честное слово» – охранять какой-то «важный стратегический объект». Поставили – и забыли. Игра закончилась, все дети разбежались по домам, а парнишка стоит на посту, так как дал «честное слово» - надо держать. И только автор этого рассказа (Аркадий Гайдар) смог освободить «постового» от данного слова (для этого ему пришлось даже надеть военную форму).

Иногда в жизни случаются такие ситуации, которые очень неприятные, тяжело проживаемые. И для того, чтобы с ними справиться, ребенок как бы дает себе зарок или обещание («дополнительное соц. обязательство»), и тогда ему легче дальше жить. Потом, подрастая, он вроде бы не помнит об этом обещании, но что-то в жизни мешает ему жить свободнее, что-то его угнетает, как будто он все еще остается «на посту».

А теперь перейдем к примерам и увидим параллель наших метафор с процессом психотерапии.

Клиент 28 лет обращается к психотерапевту с жалобой, что его с какого-то времени все больше раздражает все вокруг. Доходит до того, что молодой человек просто не может выйти из дома. В процессе психотерапии всплывает ситуация из детства, когда, будучи младшим школьником, наш клиент совершил, скажем прямо – не совсем красивый поступок, а точнее – совсем некрасивый поступок – предал друга.

И весь класс объявил ему бойкот – неделю с ним никто не разговаривал, да и потом как-то с ним особенно никто не дружил.  И вот тогда, где-то в глубине души, а проще сказать – подсознательно, мальчик дает себе обещание никогда больше не допускать ошибок.  

Прошли годы, все забылось, появились друзья, но до сих пор молодой человек живет с иллюзией, что он никогда не ошибается. То есть, он, конечно, ошибается, но совершенно не замечает своих ошибок. Он живет с твердым убеждением, что всегда прав, и именно поэтому у него есть друзья, и все более-менее благополучно.

Однако приходит время, и наступает в жизни такой момент, когда это убеждение уже не срабатывает, и тогда приходится разрешить себе ошибаться для того, чтобы начать приобретать жизненный опыт (без ошибок сделать это трудно). У нашего героя этот момент наступил, когда ему пришлось делать выбор, менять работу, устраивать личную жизнь.

В данном случае психолог, в отличие от клиента, видит реальную картинку (что клиент совершает ошибки, он не всегда бывает прав), а не иллюзорную (ту, что видит клиент – он всегда прав, никогда не допускает ошибок).

А вот еще типичный пример «детских обязательств». Родители разводятся, ребенку в это время 7 лет, он, видя переживания мамы, решает ей «помочь», как бы заменить папу, стать для нее «мужем, мужчиной». У него такая иллюзия – он теперь вместо папы. Мама, к сожалению, не создает новые отношения с другим мужчиной, «посвящает» свою жизнь воспитанию сына, и парнишка так и «остается на посту».

Но вот приходит время устраивать свою жизнь – получать профессию, думать о женитьбе. И вот здесь появляются проблемы, как бы ни с того, ни с сего –депрессия (могут быть панические атаки, алкоголизм…) У молодого человека внутренний конфликт – ведь от «поста» его никто не освобождал. И пока нет возможности освободиться, парень так и остается в подвешенном состоянии, не понимая – что с ним происходит.

Женщина лет 40 жалуется, что не может надолго уезжать из дома. Как-будто какая-то неведомая сила тянет ее обратно. Все время в отъезде она чувствует себя дискомфортно, очень тревожится, вплоть до паники.

Что выясняется? Когда она была маленькая, умер ее папа, и девочка стала очень бояться и переживать за маму, чтобы с ней такого не случилось. И вот у нее рождается такое убеждение (которое каждый день подтверждается), что если она будет сидеть у окошка и ждать маму, то она обязательно вернется живая и невредимая. Конечно, девочка какое-то время остается у окошка. Потом, подрастая, она забывает о своих переживаниях, но внутри что-то не дает ей покоя, заставляя оставаться дома.

Еще один пример. Живет семья – мама, папа, две прекрасные дочурки. Вдруг мама влюбляется в другого мужчину, покидает семью, папа остается растить дочерей. Маленькая девочка, одна из дочек, «дает» себе обещание – она никогда не оставит своих детей (никогда не поступит так, как ее мама), чтобы ее дети были счастливы и не переживали, как она когда-то в детстве.

Через много лет она выходит замуж, рожает двух прекрасных девочек. И вот через какое-то время муж приводит ее к психологу с жалобой, что она слишком опекает своих детей и совершенно не обращает внимания на него. Женщина настолько была поглощена своей идеей, что у детей должна быть мама, что не замечала при этом, что так можно потерять мужа, а девочки останутся без папы, что приведет их к тем же переживаниям. Взгляд психолога в данном случае более объемный, нежели у клиентки, он помогает ей увидеть ситуацию под другим углом зрения.

Вы можете и у себя отыскать несколько таких «дополнительных обязательств», соблюдая которые, Вы остаетесь в некоторой иллюзии безопасности или заботы, или любви (у каждого человека своя потребность). Но, возможно, самому сделать это будет непросто.

Задачей психолога является не только обнаружить то обещание или зарок, которое в какой-то момент времени не позволяет клиенту жить свободно, но также найти способ или возможность освободить клиента от такого обязательства (поэтому в шкафу у психолога всегда должна висеть «военная форма»).

Есть такая притча. Как-то раз к царю в ужасе прибежали его советники и сообщили, что пшеница, то единственное, что едят подданные королевства, в этом году такова, что всякий, который ее кушает, становится сумасшедшим. И ситуация была совершенно безвыходная.

Царь собрал советников и спросил: «Что мы будем делать?».
Первый вариант был: давайте хоть мы не будем кушать эту пшеницу, хотя бы мы сохраним разум, а не утратим, как все.
Тогда сказал советник: «Но в этом случае люди сочтут нас ненормальными, и это может плохо закончиться». «Поэтому выхода нет, нам тоже придется есть эту пшеницу» - сказали советники.

«Что мы сделаем? Чтобы мы не забыли, что мы – сумасшедшие, давайте сделаем знаки друг у друга на лбу. И тогда, глядя друг на друга, мы будем вспоминать, что мы сегодня сумасшедшие. Мы не будем помнить, что это такое – быть не сумасшедшими, но хотя бы мы будем знать, что сегодня мы ненормальные. Хотя мы не будем помнить что-либо вообще».

Психологи – это те «счастливчики с отметиной на лбу», которые изо всех сил стараются понять, какими они были раньше. Они ищут себя прежних, находят и затем помогают другим «счастливчикам» найти себя.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ