Одежда как вторичная кожа: от чего нас спасает шоппинг?

main_img

Когда одежда и шоппинг ради одежды становятся фетишем, это значит, что наша психика нуждается в экстра-защите и поддержке себя.

Тогда одежда становится нашей «вторичной кожей», ее цель – защита от внутренней пустоты, депрессии. В психоанализе говорят про внутреннюю беспричинную на первый взгляд тревогу – тревогу распада.

«Распад» потому, что мы можем ощущать непонятные порывы что-либо делать-делать, только бы не останавливаться; загружать себя работой, делами, думать об одежде, чтобы не остановиться и не столкнуться с тем, что происходит внутри.

Я же предлагаю взять time out, остановиться и воспользоваться психоаналитическим пониманием функции одежды в нашей жизни. Очевидно, что речь идет не просто о необходимости одеваться грамотно, со вкусом, а о случаях, когда одежда становится сверх-идеей, когда мы начинаем следить за новинками, погружаемся в мир тканей, моделей, аксессуаров, и эта тематика поглощает все остальные интересы в жизни и даже контакты с людьми.

В таких случаях одежда может быть бессознательно использована нашим Я в качестве "вторичной кожи", которая защищает от страха распада. Британский психоаналитик Нэнси Бакалар (Nansy Bacalar) в статье “Learning from infant observation” описывает случай работы с молодой женщиной Кэтти 29-ти лет. Шаг за шагом мир отношений с людьми для нее сужался, все ее внимание приковывал шоппинг и разговоры с продавщицами модных бутиков о последних новинках моды. Она приходила домой, конечно же, с новыми кофточками и платьями, зачитывалась журналами о других модных дамах. Она была приведена к психоаналитику в связи с беспокойством родителей за ее состояние.

Кэтти говорила о том, что ей сложно поддерживать отношения как с женщинами, так и с мужчинами. По ее словам, они не понимали ее, отстранялись. В реальности же, особенно это стало очевидно на психоаналитических сессиях, Кэтти сама переживала периоды психологического «онемения», отдаленности. Вообще едва ли можно говорить о каком-либо переживании в эти мгновения, потому что она и физически, и психологически как будто бы застывала, замерзала. Казалось, ее взгляд фиксировался на одной точке, которой в реальности и не существовало. В такие мгновения эмоциональный контакт между аналитиком и Кэтти вовсе обрывался, затем восстанавливался.

Такие же реакции можно проследить и у детей, которые в сложные для их переживания минуты, как будто бы «отключаются».

Н.Бакалар ссылается на один из случаев наблюдения за младенцем, который по-своему переживал ситуации, когда мама не могла понимать его в силу усталости, возможной депрессии и ревностной борьбы за внимание со стороны старших детей. Тогда, чтобы справиться с отчаянием, грустью, любовью и злостью, психологические защитные механизмы эмоционально как будто бы «замораживали» его и взгляд становился отстраненным, часто фиксированным на птице за окном.

Чтобы понять внутренний мир Кэтти и других людей с аналогичными проблемами, нам понадобится теория другого британского психоаналитика Э.Бик. В ходе нормального развития важнейшая функция кожи (первичной, естественной) в младенчестве состоит в том, что она помогает интегрировать, собирать, удерживать вместе примитивные тревоги и примитивное Я младенца. Чуткое понимание родителей, особенно мамы, помогает этой интеграции.

Э.Бик говорила о том, как мы, будучи младенцами, вынуждены справляться с ситуациями непонимания нас, когда родители в силу обстоятельств не могут не просто слушать, а слышать нас.

Наша психика начинает строить «панцирь», защиту от переживаний, с которыми мы не в силах справиться. Э.Бик называет такую группу защит от внешних стрессов “вторичной кожей”, которая поддерживает наше слабое Я наподобие панциря, защищающего хрупкость черепахи.

  • На физическом уровне вторичная кожа проявляется в плотном мышечном каркасе, общей скованности, отсутствии гибкости, в максимальной фиксации на одежде, внешней атрибутике. 
  • Психологически она проявляется в эмоциональной ригидности, иногда полной и частичной неспособности к чувствованию. С последним в качестве психолога-психоаналитика в Алматы я сталкиваюсь гораздо чаще.

Давайте вернемся к случаю Кэтти, с которого мы и начали этот разговор. Сейчас мы можем с Вами лучше понять ее внутреннюю реальность и потребность во вторичной коже как защите. Сверх-идеи о модной одежде, погруженность в этот мир защищали молодую женщину, как бы собирая в нечто единое ее нарушенное в раннем детстве внутреннее ощущение себя.

Чтение статей о шоппинге и моде создавали для Кэтти временное ощущение комфорта, физического и эмоционального. Однако эти ощущения не могли быть долговременными. С помощью психоаналитической психотерапии она смогла прийти к пониманию и через отношения с психоаналитиком к повторному, но уже не травматичному переживанию раннего опыта.

В нашей уже казахстанской реальности ко мне приходят все больше и больше тех, кто устал заполнять внешней атрибутикой (шоппинг, игры, алкоголь, работа) ощущение внутренней пустоты. Потому что как бы мы ни старались, внешнее наполнение пустого внутреннего дает ощущение лишь временного комфорта. В психоанализе шаг за шагом отпадает потребность в образовании и поддерживании вторичной кожи.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ