- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Вступительный доклад на симпозиуме «Сексуальность: от Библии до психологии»,
г. Барановичи (Беларусь, Брестская обл.), 30.05.2015.
Сегодня мы с вами будем размышлять и исследовать сексуальность человека. Данный научно-практический симпозиум призван расставить все точки над «i» в этой сложной, часто табуированной и таинственной сфере человеческого организма.
«Quo vadis?» или сексуальность наших дней
В самом начале своего доклада я хочу обратиться к словам из проповеди митрополита Минско-Могилевского, архиепископа Тадеуша Кондрусевича, которые он произнес во время общенационального симпозиум монашествующих 1 мая 2015 года в минском костеле святых Симеона и Елены.
Мы живем в мире, который теряет свои духовные корни, отрекается от моральных ценностей, доверяет только развитию науки, технологии, надеется на себя самого и живет по принципу твори все, что хочешь, ведь запрещается запрещать. Все это ведет к его моральной деградации, которая является причиной многих кризисов современности. [4]
Что же из выше упомянутого противоречит актуальной действительности?
К примеру, общий анализ поисковых систем Интернета позволяет сделать вывод о том, что принцип «надейся на себя самого и живи в свое удовольствие» является актуальным и, к сожалению, востребованным нашим обществом.
Фактически весь информационный поток сегодня просто пронизан культом секса.
И перечислять здесь можно до бесконечности!
Не только Интернет, но и все оставшиеся СМИ транслируют «секс» - потому как последний сегодня является самым ходовым товаром. Рейтинги сексуальности проводят от главы государства до сантехника. Глянцевые журналы пестрят «топ-10» самой красивой женской груди или упругих ягодиц. Это нескончаемый поток информации в виде влажных пышных губ, раздетых тренированных торсов мужчин, порнографии. И только в качестве совестливого «предупреждения», на экране телевизора вкратце мелькает кадр возрастного ограничения «+16».
И не стоит уже удивляться моральному релятивизму и цинизму, равнодушию к каким бы то ни было идеалам нашей современной молодежи, да и большинства общества в целом. К сожалению, сексуальной революцией «мы засеяли ветер», а десятилетиями атеизма и некритичного подражания секс-культуре западных стран сегодня мы «пожинаем бурю».
Евангелист Матфей предупреждает:
Горе миру от соблазна: ибо надобно придти соблазнам;
но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. [1]
Становится очевидным, что наше человечество не застраховано от «прихода» соблазнов и бед, люди должны пройти эти лишения. И это тяжелое испытание, потому как человек ведет борьбу не с кем-то, а с самим собой.
На собственном примере каждый понимает, что организм подвержен всякого рода вирусным инфекциям. Поэтому испокон веков человечество занято поисками антивирусов. К сожалению, сегодня не всегда человек желает признать, что болен вирусом «сексуального эгоизма и нарциссической безнравственности». Но последствия очевидны: ранние сексуальные связи, подростковые беременности, аборты, демографический кризис, измены, разводы… И это далеко не конечный список социальных патологий.
Естественная сексуальность
«Сексуальность», которая приравнивается сугубо к «сексуальной активности, является сегодня признаком успешности, самым ходовым товаром, сродни пище, скрывающим за своей легкодоступностью такие слабости человека, как некомпетентность в общении, неумение пребывать в близости (ошибочно путая ее с сексуальным влечением), невротизм, нарциссизм, сексуальное насилие…
Однако следует все же обратиться к дефиниции «сексуальности» и на уровне разума понять, что человеческая сексуальность ни в коем случае не является макетом современной «культуры тотального секса».
Сексуальность – совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения, витальных и прокреационных потребностей человека.
Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма.
Функциями сексуальности человека являются:
«Сексуальность» сегодня ошибочно принимают за «сексапильность», где последняя означает сексуальную привлекательность человека.
От сексуальности к сексапильности
Нарциссизм как социальное явление становится нормой современного мира. И если человек первой половины 20 столетия – это личность невротическая, то о современном человеке в полной мере можно говорить как личности нарциссической.
Парадоксальная личность нарцисса неустанно требует от окружения признания своей идеальности. Окружающие нарцисса люди (в понимании нарцисса) обязаны восхищаться и аплодировать ему.
Нарцисс считает себя изначально почти Богом. Он верит, что всегда сможет получить всё из-за своей исключительной уникальности и неповторимости. Поэтому он всегда остается «голодным» и всегда неудовлетворенным.
Нарцисс всегда стремится занять доминирующую позицию, поэтому любой ценой должен лидировать во всем, напоминая окружающим, что те являются отстающими. Поэтому сделает все, чтобы добиться успеха.
Вот и сегодня люди стремятся заявить о себе, прославиться, поддержать интерес к себе, чувствовать свою ценность, значимость, привлекательность.
Мужчины сегодня учатся «пикапу», чтобы в кратчайшие сроки добиться расположения женщины и заняться сексом. Женщины посещают курсы минета. Детей в школах учат по методикам гендер-образования. На такие запросы производители откликаются товарами в виде всевозможных стимуляторов возбуждения, лубрикантов, презервативов, контрацептивов.
Секс перестал быть чем-то интимным, стал навыком, который обязательно нужно продемонстрировать.
«Сексуальность – признак успешности», - говорит герой Шерлока Холмса (сериал "Шерлок", BBC, 2011 г.). И мы, современники века нарциссизма, для достижения успеха хватаемся за собственную сексуальность, презентуя ее миру в виде легкодоступной сексапильности. Но учитывая, что секс сегодня – это товар, то быть сексапильной(ым) значит быть богатой(ым), успешной(ым), лучшей(им), быть на вершине мироздания. В общем, все то, чего так одержимо страждет нарцисс.
От сексапильности к сексуальным играм
Ярчайшим примером потери истинной сексуальности и подмены ее сексапильностью является ставшая нормой ситуация под названием секс при первой встрече.
Так как сексуальность является по сути своей врожденным качеством личности, таким же полноправным процессом функционирования организма, как и дыхание, призвана она для удовлетворения потребностей.
Возьмем для примера ситуацию, где мужчина и женщина знакомятся друг с другом в общей компании, проводят вместе вечер, общаются, веселятся за общим столом, по окончанию вечеринки он любезно предлагает отвезти ее на такси, а по пути заехать к нему, она соглашается, и вот они вдвоем в его квартире…
Оба как будто выбирают, что сексу быть. Но! Утром они расстаются, чтобы больше никогда не встретиться.
Насколько они удовлетворили свою потребность в сексуальном контакте, будет понятно по чувствам, которые они испытают по завершению цикла контакта.
Если действительная потребность была именно в сексуальном контакте – оба испытают чувство удовлетворения, так называемое чувство насыщения и покоя.
А если действительная потребность была другой, об этом станет понятно по ощущениям пустоты, использованности, разочарования, остаточному возбуждению тревоги.
Рассмотрим вышеупомянутый пример в соответствии со схемой цикла контакта, или цикла удовлетворения потребности, предложенной П. Гудманом (рис 1). Эта схема применима для анализа любого события, как физиологического, так и психологического, и социального.
Рисунок 1. Цикл удовлетворения потребностей по П. Гудману
Первый этап «Преконтакт»
На этом этапе, как правило, мы ощущаем некоторые сигналы изнутри – ощущения, возникшие чувства, которые сигнализируют нам об актуализировавшейся потребности, которые мы интерпретируем соответствующим образом.
Если мы чувствуем сухость во рту, мы понимаем, что хотим пить; при напряжении внизу живота мы понимаем, что хотим в туалет. Все это сопровождается повышением уровня возбуждения (слово возбуждение здесь означает подъем энергии, необходимой для совершения действия).
Важно отметить, что в один момент времени у человека есть множество потребностей, и каждая из них имеет определенную интенсивность. Человек одновременно может удовлетворять одну потребность, как правило, самую заряженную, самую актуальную. Когда эта потребность удовлетворена, на поверхность всплывает другая, самая заряженная из оставшихся. Как пример, если вы голодны, но нестерпимо хотите в туалет, вы первым делом отправитесь в уборную, а затем на кухню.
Сложность этого этапа в том, что распознать потребность некоторым людям бывает достаточно трудно. Особенно трудно тем, чьи потребности в детстве игнорировались или навязывались значимыми другими. Будучи взрослыми, такие люди на этапе преконтакта не могут понять, чего же они хотят.
Так и с сексуальным возбуждением – его легко перепутать с тревогой от приближения, с возбуждением стыда, с желанием близости, потребностью в признании.
Худо-бедно интерпретировав свое состояние как сексуальное возбуждение, герои нашего примера переходят ко второму этапу цикла контакта.
Второй этап «Контактинг»
На этом этапе наше внимание обращено во внешний мир для поиска подходящего объекта удовлетворения потребности. Здесь мы рассматриваем возможные варианты, выбираем один и отказываемся от других.
Ну как же, вот он объект, скажете вы. Для женщины это прекрасный новый знакомый, который так трогательно обнимает ее за талию, смотрит на нее проникновенным «масляным» взглядом и приглашает продолжить вечер. Для мужчины – это она, та, за которой пытались ухаживать еще трое парней из той же компании, а теперь он, самый ловкий и умелый, везет ее в такси к себе в холостяцкую берлогу.
Так ли это? Как был сделан этот выбор? Как наша пара из примера решается заняться сексом, познакомившись 3 часа назад?
Проскакивание этапа проверки партнера может быть «маячком», что желание заняться сексом в таких обстоятельствах является суррогатом другой потребности. Это может быть:
Третий этап «Полный контакт»
Это момент, когда смутные телесные ощущения, обретя объект удовлетворения, приводят к растворению границ между субъектом и объектом. Субъект и объект сливаются, проникают друг в друга в акте непосредственного удовлетворения потребности. В нашем примере это процесс, когда партнеры оказываются в объятиях друг друга.
Доверие и снятие контроля на этом этапе будут залогом плавного слияния объекта и субъекта, растворения друг в друге, получения аутентичного наслаждения, приводимого к желанной развязке. Но так как и на первом, и на втором этапе истинная потребность не была осознанна, два этапа цикла контакта были пройдены «на автомате», регулировать тревогу можно будет только с помощью контроля.
Каким будет этот секс? В процессе соития каждый будет наблюдать за собой из метапозиции, оценивая, так ли я лежу / двигаюсь, те ли манипуляции я произвожу, если я хочу чего-то от партнера, как я буду выглядеть, если скажу об этом? А также контролировать партнера, чтобы, не дай бог, не тронул там, где не надо, двигался/лась под определенным углом с определенным темпом и так далее. И тогда уже задолго до финала участники процесса смирятся с тем, что процесс просто нужно довести до конца, хотя бы формально. Пара тяжелых вздохов для имитации развязки позволят партнерам сохранить лицо и таки остановиться.
Четвертый этап «Постконтакт»
В идеале, когда стадия полного контакта закончена, границы восстанавливаются, и мы ощущаем удовлетворение, так называемую «сытость». На этой стадии происходит ассимиляция полученного опыта.
Здесь наша парочка по идее должна задуматься, насколько приятным был у них секс, какой был оргазм, если был, зафиксирует наиболее приятные/неприятные моменты, оценит опыт как полезный/ бесполезный. Переживания постепенно уйдут в фон, на поверхность всплывут другие потребности, и начнется новый цикл удовлетворения новой потребности.
Однако, так как настоящего слияния не было из-за непроницаемости границ, вряд ли кто-то из партнеров почувствует удовлетворение. Смутное беспокойство подскажет, что произошло что-то не то, но что именно - так и не станет понятным. Кто-то спишет это на свои недостатки, кто-то на недостатки партнера, алкогольное опьянение, погоду, положение звезд…
Ясно станет одно – четкое желание, чтобы человек, лежащий рядом, поскорее ушел. Чувства, проигнорированные на предыдущих стадиях контакта, с удвоенной силой вернутся на стадии постконтакта.
Срабатывание механизма проективной идентификации позволит сделать вывод, не противоречащий собственным убеждениям – все мужчины хотят только затащить меня в постель (ж), или все женщины ведут себя легкомысленно, и их легко можно затащить в постель (м).
Тем не менее, это еще один шанс осознать свою истинную потребность. Но, так как нахлынувшие чувства настолько непереносимы, что окунаться в них не хочется, проще все забыть/ вытеснить, девалидизировать – «это было не важно, ничего не значило для меня».
Сами того не осознавая, люди заменяют полноценный секс сексуальными играми. Э.Берн пишет:
(сексуальные) игры позволяют избежать конфронтации, ответственности, привязанности» и, самое главное, «сексуальные игры удовлетворяют иные потребности, помимо секса или вместо секса: ненависть, злобу, гнев, страх, вину, стыд, смущение... которыми некоторые вынуждены замещать любовь». В итоге – страдая и создавая видимость благополучия, люди продолжают играть в отношения, вместо того, чтобы иметь их…[3]
Естественная здоровая сексуальность
Биологическим феноменом жизни являются два фундаментальных права: право сохранения собственного существования и право передачи этого существования далее, т.е. речь здесь ведется о первом и втором биологическом праве.
Оба данных права несут в себе фундаментальные истины о жизни человека. Поэтому даже крайние эволюционисты, рационалисты, эмпиристы и натуралисты соглашаются с двумя этими императивами жизни. Следовательно, можно их назвать универсальными ценностями, порождаемыми не только мировоззрением, жизненной философией или религией, но также и чистой природой жизни как таковой.
Каждое усилие человека, каждое действие является удовлетворением этих двух основных потребностей: выжить и передать жизнь.
Первое право является эгоистичным и реализуется для захвата (продуктов, территории, ресурсов), второе является альтруистичным и движет им желание разделения (себя, собственной территории, своих ресурсов).
К первой категории относятся такие действия человека, как расширение собственной территории, умножение капитала, удовлетворение витальных последствий.
Ко второй категории относятся такие формы поведения, как материнство и отцовство, построение социальных условий для блага личного и своих потомков.
Поэтому возникает закономерный вопрос, к какой из этих двух категорий следует отнести сексуальное поведение.
Сексуальность сквозь призму первого биологического права
В ситуации, когда сексуальное поведение направлено исключительно в сторону первой категории – эгоистичного права на самосохранение, секс становится импульсом, таким же, как еда и вода. В таком срезе человек берет свой сексуальный предмет (другого человека) ради удовлетворения сексуальной жажды. Считаются только персональные интересы.
Приравнивая сексуальность к другим витальным потребностям первого биологического права, мы полностью искажаем ее суть. Примерами такого искажения является популярный сегодня товар – секс. Товар является собственностью покупателя, а значит, он волен распоряжаться им так, как захочет.
И сегодня люди все чаще ведут себя так, что секс не несет за собой никаких последствий. Растет число преступлений на сексуальной почве, причем сексуальные насильники - это уже и несовершеннолетние дети. Общество захлестнула новая пандемия зависимости от порнографии, аборты, тотальная контрацепция, венерические заболевания, расцветает сексбизнес.
Сексуальность сквозь призму второго биологического права
Альтруистичное видение секса сквозь призму второго биологического права, права прокреации, показывает сексуальность в качественно иной перспективе. Секс здесь становится местом встречи и взаимного посвящения. Сексуальное общение двух любящих сердец порождает уникальное творение – ребенка.
Такой образ сексуальности невозможно свести до обычной механики секса или «собачьей свадьбы» на улице. Здесь учтена взаимная эмоциональная составляющая, отсутствуют тотальные социальные патологии.
На первый взгляд кажется, что такой подход к сексу естественен и натурален. Тогда почему же он всеобще отвергаем? Ведь в белорусской семье чаще 1 ребенок, реже 2, многодетность же – меньшинство. Почему мы в глубине своей души не согласны с таким чисто альтруистичным принятием сексуальности?
Быть может, потому, что она является только одной стороной медали.
Вторая сторона медали – свобода супругов, философия чайлдфри, нарциссизм, эгоизм, финансовые и жилищные проблемы семьи и прочее?
Сексуальность на границе биологических прав
Проблема сексуальности сегодня заключается в том, что ее невозможно причислить ни к одному из биологических прав, так как находится она между ними.
Нормы сексуального поведения достаточно широки и вмещают в себя как прокреационные и альтруистичные, так эгоистичные и агрессивные посылы. В таком виде секс становится более человечным, несет красоту и взаимную поддержку.
Становится очевидным, что в полном переживании сексуальности присутствовать должны как эгоизм, так и альтруизм – первое и второе биологическое право. Секс должен быть балансом «брать – давать». А каждый поиск равновесия двух фундаментальных основ жизни и делает секс красивым и исключительным. [5]
Принятие своей сексуальности
Сексуальность напрямую связана с телом, прокреацией, удовольствием, чувствами, общением, привязанностью, духовностью и прочими важнейшими аспектами жизни человека. Для того, чтобы раскрыть сексуальность во всей ее полноте, следует видеть ее интегрально, как одно целое. Необходимо здесь учитывать ее биологическое, психологическое, социальное и духовное измерение.
Мексиканский иезуит и психотерапевт Luis Valdez Castellanos, который долгое время занимается помощью христианам в принятии своего дара сексуальности, подчеркивает:
Сексуальность является исполнением, самореализацией, энергией и позитивной силой, которая способна создавать жизнь. Сексуальность способствует личностному развитию личности и является чрезвычайно сложной системной частью человека.
Все в человеке является сексуальностью, однако сексуальность не является всем.
Сексуальность сама по себе является морально нейтральной. Может она быть применена как во благо, так и во зло. Когда сексуальность включена в эмоциональную и духовную сферы, то может она быть местом передачи и принятия любви, местом передачи жизни. Однако если становится она отделена от сферы эмоциональной и духовной, то автоматически становится она местом уничтожения, причинения вреда себе и окружающим. (o. Józef Augustyn SJ)
Поэтому не следует спрашивать: «Можно ли мне любить?».
Следует спросить себя: «Имею ли я мужество взять на себя за это ответственность». [6]
Использованная литература