Вторичная травматизация после авиакатастрофы

main_img

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз сталкивался с авиакатастрофой.

Да, как ни парадоксально, но это так.
Такие события происходят внезапно и часто вызывают у многих шок и ужас.

Потенциальные жертвы травматизации - это не только жертвы по факту крушения лайнера, но и все те люди, которые соприкасаются с информацией о катастрофе. Кто это? Это напрямую спасатели, пассажиры других рейсов, прибывающие в аэропорт, зрители телевидения, где транслируют новости о гибели аэробуса, слушатели радио, где вещают о жертвах трагедии, и даже сами психологи, которые помогают родственникам погибших, могут оказаться жертвами вторичной травматизации.

Что же такое вторичная травматизация и чем она опасна?

Вторичная травма, или «вторичный травматический стресс» (Secondary Traumatic Stress – STS), – это изменения во внутреннем опыте терапевта, которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое состояние. (Ильина, Соловейчик, 2002) (цит. по И.Г. Малкина-Пых "Психологическая помощь в кризисных ситуациях")

В этом определении пишется про терапевта, которые сопереживает (эмпатия), как бы становится на место пострадавшего, как если бы он оказался на его месте. Помимо терапевта, таким слушающим может быть кто угодно, даже зрители ТВ.

Многие люди испытывают эмпатию к жертвам катастрофы, случившейся 31 октября 2015 года с самолетом А 321, который трагически разбился в зоне Египта. Многие видели на экранах телевизора, как люди, не имеющие никакого отношения к жертвам катастрофы и их родственникам, тоже плакали. Это сопереживание боли.

Когда это не получается (помочь родственникам жертв как можно быстрее, избавить их от невыносимых страданий), возникает чувство разочарования и собственного бессилия, что усиливает разрушительное действие вторичной травмы (Ильина, Соловейчик, 2002).

Такое явление возникает у специалистов-психологов, но аналогичная картина может возникнуть и у чувствительного человека, который всей душой болеет о случившемся кошмаре. Нередко могут представляться картины трагедии и всё то, что переживали пассажиры рокового рейса.

Такие сопереживания могут приводить к эмоциональной опустошенности, усталости, плохому настроению, нарушению сна, психосоматическим нарушениям.

Вторичная травматизация после авиакатастроф случается не у всех, а у людей особенно предрасположенных (слабая нервная система, психическое истощение, тревожность, эмоциональная чувствительность и др.).

Вторичная травма вызывает у «помощников» те же самые изменения (только в меньшей степени), которые происходят у клиентов. Одним из последствий вторичной травмы является утрата доверия к себе и к другим людям.
Вторичная травма – это не единичное событие, а процесс. Тут задействованы сильные чувства и личные способы защиты от сильных чувств, такие как онемение, защитная броня, синдром избегания (цит. по И.Г. Малкина-Пых "Психологическая помощь в кризисных ситуациях").

Что можно сделать, чтобы минимизировать действия вторичной травматизации?

1. Забота о себе и снижение уровня стресса.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности.
Снижение стресса:
1. Забота о себе (стремиться к равновесию и гармонии, вести здоровый образ жизни, удовлетворять потребность в общении).
2. Удовольствие (релаксация, игра).
3. Умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Трансформация отчаяния:
1. Стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, обыденных действиях.
2. Стремление бросить вызов негативным убеждениям и отчаянию.
3. Создание сообщества. (Ильина, Соловейчик, 2000; Соловейчик, 2002)
Выделяют три аспекта работы со вторичной травмой – осознание, баланс и связь.
Осознание касается всех аспектов наших переживаний: снов, воображения, чувств, телесных ощущений. Осознанию необходимо уделять специальное время, невозможно быть осознающим, если вы постоянно что-то делаете.
Баланс имеет отношение и к внешней, и к внутренней жизни. Баланс работы и отдыха, физической и умственной активности и т. д., внутреннее равновесие.
Связь с другими людьми и с чем-то высшим. Человек, переживший травму, склонен видеть лишь одну негативную сторону мира. Поэтому специалисту помогающей профессии так важно сохранять целостное видение мира, не терять ощущение связи с другими людьми и чем-то высшим – природой, Богом, искусством, иначе вместе с клиентами мы потеряемся в мире жестокости и страдания.
То же самое можно рекомендовать и все тем, кто сильно переживает трагедии.
Первый шаг в работе с вторичной травмой – принять ее существование, на глубоком уровне признать свои внутренние проблемы и свою боль.
Дорогу к изменениям открывает полнота осознания, наполненность смыслом (mindfullness) – то есть принятие каждого момента без попыток изменять или осудить происходящее.
В своей личной жизни важно найти возможность проявить себя в качестве, противоположном тому, которое требуется на работе. Например, если работа требует от вас быть собранным, следовать правилам, важно найти пространство, где вы можете быть спонтанным, глупым, бездумным (цит. по И.Г. Малкина-Пых "Психологическая помощь в кризисных ситуациях").

Многие люди, сами того не замечая, травмируют себя. Случившейся катастрофе никак не помогут зрители ТВ и слушатели радио, а также все, кто читают информацию в Интернете. Переживания по этому поводу сейчас могут причинить только дополнительную боль, которая уже никак не вернет людей.

В связи с этим важен баланс эмпатии, сострадания, важна мера в погружении в информацию о трагедии, забота о своем психическом благополучии. Ведь зачастую кадры и фотосъемка с места трагедии могут травмировать людей, подключается фантазия о событии, люди больше и больше углубляются в переживания, которые по сути никакой роли уже не играют.

Так было отмечено, что у людей, страдающих высоким давлением, которые часто смотрели про зону боевых действий на Украине по ТВ, а также углублялись в катастрофы, повышалось давление, и это даже приводило к инсульту у пожилых пациентов.

На вопрос "С какой целью Вы смотрите такие передачи, ведь они никак не помогут и не спасут тех людей, а сделают только хуже Вашему здоровью?" люди не смогли дать вразумительного ответа.

И это ещё проблема проведения досуга. Зачастую в ТВ и радио углубляются пожилые люди, досуг которых сводится к просмотру новостей и передач. Конечно, это вредит психическому здоровью. Авиакатастрофа - это событие. У людей, в жизни которых имеет место мало событий, это тоже трагическое событие, которое может привести к вторичной травме.

В таких ситуациях всегда важно обсуждать и проговариватьсобытия авиакатастроф  с близкими, родными, друзьями, а так же с психологом или психотерапевтом. Это способствует профилактике травматизации.

Подумайте, а что это для Вас, когда так хочется думать и слушать новости про авиакатастрофу? О чём это? Это как то перекликается с потерями в Вашей жизни или это про Вашу личную тревогу?

Можно выполнить следующее упражнение, которое бы помогло справиться с мыслями о трагедии. Можно попытаться контролировать свои фантазии.
Вы отводите 30 минут, и каждый день в течение этого времени продумываете все фантазии о гибели, трагедии. После 30 минут Вы выходите из этого состояния. Нужно сильно напрягаться, а потом расслабиться. Затем стоит использовать релаксацию. Можно использовать релаксацию по Джекобсону. На первый взгляд, страшно обдумывать, но это важно  сделать, набраться мужества.

Да, авиакатастрофа и гибель людей - это трагедия, но мера соболезнования может уберечь от вторичной травматизации. Скорбь нельзя выключить, но важно осознавать происходящее и не погружаться глубоко с головой в переживания, которые уже никогда не вернут жизни 217 пассажиров и 7 членов экипажа рейса 9268.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ