- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Натуральное рождение, то есть сам акт родов, не является уникальной прерогативой человека, поскольку характерен для всех млекопитающих.
Однако в случае с человеком он не может считаться достаточным для того, чтобы состоялось появление ребенка и матери.
Ребенок и мать - это не биологические отношения родства, а отношения, опосредованные символически.
Для раскрытия понятия «символическое рождение в языке» обратимся к Франсуазе Дольто. Она говорила о том, что ребенок — изначально существо языковое. Этот тезис можно понимать в трех аспектах:
Ребенок как говорящий на языке.
Каждый ребенок в определенный период своего развития начинает говорить. Вначале это непонятные звуки, потом они обретают форму слогов. В этом проявляется изначальный природный замысел, а именно то, что человек как-то начинает проявлять себя в окружающем мире с помощью языка. Так он самостоятельно входит в языковой дискурс, даже без помощи взрослого, то есть начинает существовать в языке. Но оказывается, что ребенок существует в языке еще до начала такого натурального говорения — через обозначение матерью.
Ребенок как существующий в языке.
Основываясь на взглядах Ж. Лакана, можно говорить о том, что любое существующее начинает существовать только после обозначения в языке, то есть после наделения именем, после называния, и любое названное существует. Если что-то не названо, то есть не обозначено в языке -- этого не существует.
Важно то, что мать как-то называет ребенка и, конечно, важно, как именно она его называет. Если она говорит о нем как о личности с определенными качествами, то после этого в языке ребенок начинает существовать именно как личность с обозначенными качествами.
Параллельно с называнием ребенка у матери идет процесс внутреннего диалога, осмысления своего собственного существования в новом статусе. Женщина обращается к себе самой по этому поводу, и происходит рождение матери в символическом плане, в плане языка, через рефлексию.
Таким образом, можно говорить о том, что, обозначая ребенка в языке, наделяя его новыми качествами, мать символически рождает его для самой себя через структурирование. При этом происходит и рождение новой матери, матери символической, за счет рефлексии по поводу своего ребенка.
Ребенок как структурируемый языком.
Ф. Дольто приводит очень интересные случаи из своей психотерапевтической практики. Их общий смысл заключается в том, что ребенку, даже очень маленькому, надо все объяснять, проговаривать, то есть не оставлять его в неведении по поводу своих поступков. Это можно делать потому, что, по мнению Ф. Дольто, ребенок способен понимать речь изначально.
Структурирование ребенка с помощью языка, или символическое структурирование, заключается в том, что посредством языка как знаковой системы ребенок меняется.
Например, если мать уходит из дома молча, без объяснения причин своему ребенку, то он, обнаружив, что мамы рядом нет, начинает сильно плакать. Для него это шок: как так, мама только что была рядом, а теперь ее нет?! Но если ребенку объяснить мотивы своих поступков и дать уверенность в том, что мама вернется вновь, и, самое главное, объяснить, что она не бросает его - ребенок или не будет плакать вовсе, или будет переживать разлуку гораздо легче, чем это было раньше.
Обратите внимание, что это не то же самое, о чем говорили наши российские психологи, об опосредовании человека посредством языка. Они прежде всего имели в виду мыслительный акт, при котором происходит интериоризация внешних культурных форм. Они усваиваются человеком, становясь его частью. Ф. Дольто же говорит о том, что ребенок изначально в языке, он априори понимает и способен владеть языком, его не нужно этому обучать в привычном смысле этого слова.
Возвращаясь к трем аспектам, о которых мы говорили, можно заключить, что существование в языке обеспечивается прежде всего матерью. Только посредством языка ребенок рождается в символическом смысле, то есть начинает существовать как нечто новое, обозначенное для других людей, для самой матери. Говоря со своим ребенком и в присутствии своего ребенка мать творит его историю, наделяет его качествами, знакомится с ним.
Вместе с тем она для самой себя вновь появляется как мать в символическом плане. Это осуществляется благодаря рефлексии, то есть возвращению к себе самой и рассуждению о своей новой роли — роли матери.
Таким образом, происходит двойное символическое рождение:
мать рождает ребенка в языке и сама для себя в символическом плане становится матерью.