- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Проблема нарушения этических аспектов является актуальной в современной психотерапии и психологическом консультировании в России. Исследований в сфере нарушения этики терапевтами с учётом особенностей психотерапии в России проведено значительно мало.
Анализ этических принципов деятельности психологов и психотерапевтов приводятся в исследованиях Гарбер И.Е.(2014), Gabbard G., Lester E., (2014), Семенова Н. С. (1997), К.Г. Сурнов, П.Д. Тищенко, Е.Ю. Балашова (2007).
Про «границы» и их нарушения в терапевтическом процессе пишут В.К. Калиненко (2011), У.Виртц (2014), Куликов А.И. (2006), Gabbard G., Lester E., (2014).
Вопросы, связанные с моралью и этикой терапевтической деятельности, вызывают у врачей и психологов, а также у терапевтов, пришедших к психотерапии иными путями, все больший интерес (Chasseguet-Smirgel, 1988; McDougall, 1988; Heigl-Evers und Heigl, 1989; Kottje-Birnbacher und Birnbacher, 1995; Kottje-Birnbacher und Birnbacher, 1996; Hutterer-Krisch, 1996) [7, c.370].
В психотерапии морально-этическая тематика привлекла особое внимание специалистов благодаря тому, что известны достаточно многочисленные случаи сексуальных злоупотреблений в отношении пациенток и пациентов, имевшие место в процессе терапии (Becker-Fischer und Fischer, 1995) [7, c.370].
По данным исследования Куликова А.И. (2006) значительно чаще сексуальные чувства к пациентам испытывают психотерапевты в психоаналитически ориентированной психотерапии (93.3%), затем в гештальт-терапии (86.6%) и в личностно-ориентированной терапии (70%) [5, с.117], что показывает важность глубокого изучения проблемы этики в психотерапии, а так же релевантную роль проблемы «границ» в психотерапевтическом процессе.
Нарушение этики специалистами психологами и психотерапевтами - многогранная проблема, включающая в себя изучение не только конкретных случаев в супервизии, но и исследование экономических, социальных, личностных факторов, влияющих на нарушения этики. Стоит отметить, что к проблеме нарушения этики в психотерапии следует подходить с точки зрения планирования реабилитационных мероприятий как пострадавших клиентов, так и терапевтов. Организация работы Этических Комитетов и контроль за их деятельностью требует адаптации к условиям российских профессиональных сообществ.
Гарбер И.Е в своей статье «Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы» (2014) рассматривает ряд проблем в психотерапии в России, которые требуют анализа и решения.
Например:
Также существует ещё ряд проблем, которые отмечают другие исследователи:
Таким образом, психотерапия в России открывает много нерешенных вопросов, касающихся не только правил и стандартов взаимодействия с клиентами, но и проблемы, касающиеся функционирования профессиональных сообществ психологов и психотерапевтов в России, квалификации практикующих психологов и вопросы, касающиеся законодательной базы деятельности специалистов, оказывающих психологическую (психотерапевтическую) помощь в России.
Профессиональную этику специалистов психологов/психотерапевтов регулируют этические кодексы, содержащие ряд общих положений:
Правовое регулирование далеко не всегда может разрешить все сложные аспекты психотерапевтических отношений, возникающих при оказании медицинской помощи [4].
Каждый случай нарушения этики психологами (психотерапевтами) индивидуален и требует рассмотрения специальной комиссией не только с точки зрения правовых норм, но и учитывая социальные, личностные и даже биологические факторы в отношениях клиента и терапевта.
Русский характер и «размывание границ»
Территориальное пространство России очень велико. Оно отличается своей безграничностью, безмерностью и обширностью. Некая безграничность присуща характеру и психики русского человека.
Бердяев так характеризует русского человека:«бездонная глубь и необъятная высь» и при этом низость, отсутствие человеческого достоинства, рабство, бесконечная любовь к людям, доброта и человеконенавистничество, склонность к насилию, смирение и наглость, обостренное сознание личности, безграничная свобода духа и «неслыханный сервилизм, жуткая покорность», инертность и «подавленность в органическом коллективе», безличный коллективизм (Бердяев, 1990,2007). [3, c.79]
«Пограничный комплекс» характерен для русской культуры, он приобрел форму и стал «комплексом богоношества» (Калиненко В.К. 2011). Этот комплекс обуславливает неприятие границ, отвержение повседневности, среднего уровня культуры: для богоносного народа «земной закон» не может стать ограничительной рамкой. Такого уровня препятствия часто приводят к патологии переходного пространства с соответствующими последствиями: зависимостями, комплексами Обломова, «горя-злосчастья», «синдромом бабушки» (дефицитом третьего) и «задержавшимся детством» (недосепарированностью, фиксацией на подходе к Эдипу). [3, c.163]
Характер русского человека похож на психику ребенка, который боится окружающих, жаждет развлечений, ждёт родителей, дорогих подарков на праздник, не умеет принимать решения и пока что ещё не знает, кто он такой. Возможно, такой ребенок будет вторгаться и нарушать «границы» людей, потому что он находится в состояние тревоги, страха, растерянности, волнений, зависимости.
Личность психологов (психотерапевтов), нарушающих «границы» в психотерапевтическом процессе
Проблема профессионального отбора психологов и психотерапевтов является актуальной. Она включает в себя отсутствие разработанных критериев для профессии психолога и психотерапевта, отсутствие структурированного и апробированного диагностического материала для выявления профессионально непригодных будущих специалистов.
Личность психотерапевтов, нарушающих «границы» в терапии, имеет многочисленные особенности, связанные с пограничными, а порой и психотическими нарушениями. Вот некоторые маркеры психологического портрета специалиста психолога (психотерапевта), склонного к нарушению «границ»: личность характеризуется наличием нарциссизма, тенденцией к установлению со-зависимых отношений, отличается низким уровнем рефлексии, ригидными «границами» личности, характеризуется неконгруэнтностью, неконтролируемой аутентичностью личности. Такой «специалист», как правило, имеет ограничение в контактах с окружающими, общение сводится к ежедневной коммуникации с клиентами.
Gabbard G. выделяет четыре категории расстройств, под которые попадали психотерапевты, вступившие в сексуальные отношения со своими пациентами:
Обозначенные личностные нарушения у психологов и психотерапевтов необходимо выявлять на этапе подготовки будущих специалистов. В России зачастую те, кто хотят стать психологами (психотерапевтами), становятся ими, имея противопоказания к профессии.
Считается, что курс личной терапии, который закладывается в программу, способен застраховать от критических моментов в работе с клиентами. Однако это не так. Есть личностные нарушения, коррекция которых предполагает длительную психотерапию, используя только определённый метод психотерапии, например, психоанализ, который не включается в программу подготовки клиент-центрированных психотерапевтов.
В связи с этим возникает ряд проблем: разработка противопоказаний к профессии психолога (психотерапевта), кризис метода психотерапии, экологичность метода психотерапии и его эффективность для определенной группы психических расстройств.
Психологами хотят стать многие. Будущие специалисты приходят в ВУЗы и поступают на психологические факультеты для того, чтобы решать свои проблемы, а вовсе не с первоначальной целью помочь будущим клиентам. Важно понять и определиться с выбором будущему психологу (психотерапевту): либо это помощь людям, которая требует знаний, определенных навыков, напряжения, самоотдачи - либо это помощь себе, которая предполагает необходимость хорошей психотерапии, и вовсе не обязательно в таком случае поступать в ВУЗ на факультет психологии.
Решение проблемы о профессиональной непригодности психолога и психотерапевта практические не разработано на сегодняшний день в России.
Психотерапия в России
Много вопросов возникает о том, «прижилась» ли западная психотерапия в России, может ли она быть эффективным инструментом для изменения русского человека? Ответ на этот вопрос даёт психиатр из клиники Сербского Михаил Асатиани, один из первых психоаналитически ориентированных русских врачей.
Михаил Асатиани дает свою интерпретацию мнения Юнга о культурной ситуации в России: Юнг утверждал, что в России для психоанализа нет подходящих социальных условий, способствующих развитию личности, а именно есть препятствие автономности индивида (Асатиани, 1999, с.62). Фрейд, со своей стороны, был сначала воодушевлен отмеченной им близостью русских к бессознательному. Позже, когда Россия стала советской, высказывания Фрейда стали более скептичными: «Эти русские как вода, которая наполняет любой сосуд, но не сохраняет форму ни одного из них». (цит. по: Эткинд, 1994, с.215) [3, c.81-82] .
Западная психотерапия требует адаптации к российскому населению и условиям жизни в России с учётом экономических, социальных, культурно-исторических особенностей.
Этические комитеты в России.
Материал об этических комитетах, призванных регулировать права психологов (психотерапевтов) и клиентов обозначается в сети интернет-ресурсов следующей информации:
Представленная информация находится на официальных сайтах Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии в России, Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Профессионального Сообщества Клиент-Центрированных Психотерапевтов, Российского психологического общества, Общества психоаналитической психотерапии, на некоторых персональных сайтах практикующих психологов (психотерапевтов) и на сайтах региональных сообществ.
В целом, Этический Кодекс больше направлен в сторону медицины и биоэтики. Этике в психотерапии, психологии уделяется недостаточно внимания. Об этом свидетельствует и небольшое количество популярных статей в сети Интернет: «Этические проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии» (А. Я. Перехов) ,«Этика в психиатрии» (Л. Н. Виноградова), «Профанация психотерапии» (А. Варга).
В связи с этим наблюдается недостаточная разработка и просвещение российского общества в сфере нарушения этики психологами (психотерапевтами). Можно предположить, что многие важные проблемы, касающиеся нарушения «границ» психологами-консультантами (психотерапевтами) игнорируются или им уделяется незначительное внимание профессиональными сообществами.
По каким законам происходит реабилитация психотерапевтов (реабилитация, ограничение практики, координация по реабилитации) и клиентов можно только догадываться. Обсуждение на форумах сайта психологов http://www.b17.ru вопросов этики зачастую осуществляется самими пострадавшими клиентами, пытающимися хоть как-то найти единомышленников и поддержку.
Становится важным профессиональный отбор в эту специальность, образование, включающее в себя знание моральных, правовых принципов и общественный, профессиональный и государственный контроль за лицами, оказывающими психотерапевтическую помощь. Большую роль в этом должны играть профессиональные сообщества и этические комитеты.
Однако несомненно, что для реального, действенного контроля общество должно иметь не только правила, но и детально разработанные санкции за нарушения этих правил (например, официальное предупреждение, приостановление и отзыв сертификата, отказ в праве заниматься психотерапией и другие). [4]
Нуждаются в современной реорганизации и действующие этические комитеты страны: изменение структурных подразделений, занимающихся разработкой и реализацией программ, рекомендаций по реабилитации не только психологов (психотерапевтов), нарушающих этические аспекты деятельности, но и их клиентов.
Список литературы