Путь на небеса или утрата глазами ребенка

main_img

Сколько переживаний приносит утрата взрослому человеку...

Чтобы пережить боль потери, мы рыдаем, уходим в себя, кричим, ищем виноватых, срываемся на близкого человека и просто на тех, кто попался под руку.

У нас, у взрослых, есть ресурсы, знания и навыки, чтобы пережить утрату. Мы можем объяснить логически, почему и куда ушел человек.

А что такое утрата близкого человека для ребенка?

К сожалению, очень часто взрослые не задумываются о том, что происходит с ребенком, и как он переносит смерть другого человека.

Многие психологи и психологическая литература утверждают, что до определенного возраста дети вообще не воспринимают смерть как таковую, что с годами они обо всем забудут, и не надо на этом заострять внимание.

К сожалению, практический опыт работы психоаналитическим психотерапевтом показывает другие результаты.

Дети помнят! Часто в процессе психоанализа вспоминаются эпизоды из очень раннего детства о трагической утрате. При этом пациент, будучи взрослым человеком, не может дать названия пережитым эмоциям.

Да, ребенок в год, два, а кто-то и в три, не может дать определение смерти. Он не знает, что то, что произошло, называется смерть. Но он чувствует все, что происходит вокруг. Дети чувствуют настроение, эмоциональный фон. Они видят изменения в поведении взрослых, и отсутствие объяснений происходящему вводит ребенка в тяжелое состояние.

Детскому горю свойственна отсроченность, скрытость. Ребенок может не проявлять реакцию на потерю месяцами, а в отдельных случаях и годами. Иногда возможность проявить скрытое горе предоставляется через переходные объекты – потеря игрушки, смерть бабочки или букашки, сломанный цветочек.

У детей постарше, которые, по мнению взрослых, «все понимают», могут отсутствовать явные проявления горя. Они не плачут и не говорят о своей боли, но налицо могут быть признаки скрытого переживания утраты в виде изменения поведения и невротических симптомов.

Ребенок, который только что сидел и играл, может начать безудержно рыдать или вести себя агрессивно по отношению к окружающим, но не проходит и пяти минут, как он снова спокоен и играет. Дети переживают утрату неравномерно, у них нет последовательности горевания. Можно сказать, что они моментально эмоционально реагируют на пришедшую мысль. И без помощи специалиста такое состояние может длиться годами.

Часто взрослые попросту пугаются детской реакции на утрату и вопросов ребенка про смерть. В таких случаях детские переживания находят выход в видоизмененной форме.

Среди возможных детских реакций могут быть такие проявления, как заинтересованность похоронной суетой, для него это что-то новое, непонятное. Взрослые должны относиться лояльно к любопытству ребенка. Это его способ снятия тревоги и выяснения, что же все-таки происходит, и почему людей много, как на его дне рождения, но никто не веселится. Нужно обязательно в доступной для его возраста форме объяснять, что происходит и зачем это делается.

Возможно, что ухудшение поведения, агрессия, рассеянность – это способ привлечь внимание к себе. И уж если никто не объясняет, что происходит, то это порой единственная возможность не остаться наедине со своим горем.

Также могут присутствовать невротические и психосоматические симптомы: нарушения сна, пищевые расстройства (переедание, отказ от еды), энурез, физические боли.

На фоне утраты у ребенка может возникнуть страх потерять остальных близких или умереть самому.

Одним из самых страшных и наиболее трудных в психоаналитическом консультировании является чувство вины.

  • Ребенок может считать себя виноватым в смерти близкого человека.
  • Сюда же можно отнести чувство вины, возникающее у ребенка из-за того, что он не понимает эмоционального состояния окружающих, ему не понятно, почему все плачут.
  • В подростковом возрасте чувство вины может возникнуть как реакция на отдаление от родителей - «я их бросил, и они умерли».

Порой человек всю жизнь живет с этим чувством. При этом сам не может объяснить большинство своих поступков.

Не менее болезненным для ребенка и формирования его психики может быть восприятие утраты как некое наказание за его плохое поведение. Ребенку надо объяснять, что в произошедшем нет его вины, что его любят, и он ничего не сделал плохого.

Как и для взрослого, многие болезненные переживания, негативные изменения в поведении ребенка являются нормальной реакцией на утрату. Главное - говорить с ребенком, отвечать на все вопросы, согласно его возрасту, не врать.

Но иногда детское горе принимает чрезмерные или деструктивные формы, что можно отнести к разряду патологии.

Если вы наблюдаете длительное неуправляемое поведение, полное отсутствие эмоций, слишком долгое или необычное горевание ребенка, Вам обязательно нужно прийти на консультацию.

Помощь специалиста Вам понадобится, если у ребенка

  • резкое снижение успеваемости, отказ посещать школу, 
  • продолжительная агрессия, 
  • тревога, фобии, приступы паники, страх остаться одному, 
  • ночные кошмары, расстройства сна, 
  • боязнь темноты и закрытых пространств, 
  • признаки поведения, свойственные более младшему возрасту, 
  • лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание), 
  • употребление алкоголя или наркотиков, 
  • воровство, 
  • беспорядочная половая жизнь, 
  • вандализм, 
  • избегание разговоров об умершем, смерти, 
  • потеря интереса к окружающему миру и много еще чего. 

Важно родителям или другим замещающим фигурам распознать изменения в поведении.

То, как дети реагируют на смерть, зависит от многих факторов. Сюда входят и степень родства с умершим, и то, в каких эмоциональных отношениях был ребенок с умершим, как часто виделись.

Для нормального осуществления работы горя ребенку необходимо хорошее взаимоотношение с близкими, постоянная возможность получать ответы на свои вопросы. Очень многое зависит от культуры горевания, принятой в социуме, в котором воспитывалась данная семья. Религиозность семьи.

Стоит отдельно обратить внимание на те случаи, когда смерть происходила на глазах у ребенка. В таких ситуациях помощь психоаналитического психотерапевта должна быть оказана незамедлительно.

Возрастные особенности переживания утраты

До двух лет.
Ребенок видит и чувствует эмоциональные перемены в близких. Ребенок становится более раздражителен, нарушается сон, питание, стул. Даже если ребенок не понимает, о чем Вы говорите, с ним можно говорить об утрате, не истерить, а именно проживать горе.

От двух до трех лет.
Это возраст, когда ребенок осознанно отделяется от взрослого, но когда он его зовет, взрослый появляется. Наибольшей травмой является длительное отсутствие. Ребенок максимально должен быть окружен вниманием любовью и заботой.

От трех до пяти лет.
Ребенок многому уже знает названия и дает объяснения. Нельзя врать ребенку, что родитель спит или что-то подобное, с годами может развиться сильнейшая фобия, и найти ее первоисточник бывает очень тяжело.

От шести до восьми лет.
Возраст социализации, ребенок вынужден не только переживать смерть, но и быть готовым к вопросам взрослых и сверстников, которые порой бывают очень нетактичны.

От девяти до двенадцати лет.
Утрату чаще всего переживают скрытно, нужно быть внимательными. Часто берут на себя функцию умершего родителя. Могут обвинять живого и действовать деструктивно как по отношению к себе, так и к другим. Могут наносить себе физические увечья.

В пубертате горевание выносится за стены дома.
Подростки могут испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, вести беспорядочную половую жизнь, случаются попытки суицида. Важно не обесценивать его проблемы, возможно, для подростка это единственный способ проявить сострадание к самому себе. Не важно, двенадцать ему или пятнадцать - он ребенок, и возможно, что это первый опыт утраты в его жизни.

Детское горе так же, как и взрослое, проходит стадии:

  • шок и оцепенение,
  • отрицание,
  • поиски,
  • гнев,
  • вина,
  • страдание,
  • реорганизация,
  • завершение.

Джон Боулби обнаружил, что уже во второй половине первого года жизни ребенок испытывает страдание, когда его насильно отрывают от матери. В своей теории он описывает стадии разлуки с матерью:

  • «протест, который заключается в энергичных попытках обрести вновь мать или человека, осуществляющего уход; 
  • отчаяние, которое характеризуется горем и рыданиями; 
  • и отчуждение, которое заключается в развитии различного рода защиты с целью компенсировать утрату». 

Согласно теории Боулби, в фазе протеста доминирующая эмоция — страх как реакция на одиночество. «Когда страх уменьшается, младенец может выказывать гнев, упрек за то, что случилось, и протест против того, чтобы это случилось снова».  Стоит отметить, что для младенца уход матери равнозначен смерти.

Хотелось бы затронуть утрату домашних питомцев.

Глупо игнорировать горе по поводу утраты домашнего любимца.
Вы ведь не скажете ребенку "не плачь, в воскресенье пойдем и купим тебе нового папу/маму"…

Для ребенка отношения с любимым питомцем так же бесценны, как и с взрослыми значимыми людьми. Не нужно обесценивать его горе. Не нужно сразу искать замену любимцам, должно пройти немного времени, горе нужно перегоревать. Его не надо вытеснять, заменять, занижать его значимость.

Получается так, что подобными действиями мы мешаем правильному научению психики переживать утраты. И, будучи взрослыми, у нас не будет ни способов защиты, ни способов совладания с утратами, будь то смерть, развод, расставание или что-то еще.

Возможно, первая смерть любимого существа способна стать тем уроком, который в будущем поможет ребенку научиться правильно переживать утрату.

Для ребенка пройти все стадии горевания очень важно.

Да, лучше бы этого никогда не случалось! Но если так произошло, нужно быть готовым и не бояться детской реакции на утрату.

Помогать ребенку, не врать, говорить с ним на доступном его возрасту языке.
Быть рядом, слушать его, относиться серьезно к его проблемам, не обесценивать его боль.
Говорить и всячески показывать, как Вы его любите!

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ