- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Обилие психологической и около психологической литературы сильно изменило взгляд общества на проблемы личности и вопросы взаимоотношений.
Это помогает справляться со многими сложными вопросами самостоятельно,
но, к сожалению, создает новые проблемы именно для активных читателей подобной литературы.
Например, сейчас в письмах клиентов очень часто звучит фраза: «Мама, папа или бабушка меня недостаточно любили, и от этого мои проблемы…» .
Скажите, дорогие читатели, а помогло ли вам это открытие решить ваши проблемы или наладить отношения с родителями? Я могу уверенно сказать – НЕТ! Это просто оказалось оправдалкой, за которую можно спрятаться и продолжать мусолить свою проблему. Главный невроз современности - отчуждение от переживаний и уход "в мозги".
Одна из ведущих задач психологии - это просветительская деятельность, но на полках книжных магазинов психологическая и псевдо-психологическая литература стоят рядом, и читатель проглатывает все, как единый поток информации, зачастую сдобренный непонятными приправами и смыслами.
Давайте попробуем немного заглянуть в это пространство и понять, что же происходит.
Для этого мы можем использовать метафору о некоем яблоке, растущем в саду, и червяке, который проникает в яблоко, поселяется в его сердцевине и питается сочной мякотью. Яблоком пусть будет отдельный человек, червяком - его психологическая проблема, а яблоней и садом - все окружение этого человека.
Если рассматривать психологию личности как науку, то она имеет три уровня исследования, заметные в общей массе информации:
1. Уровень индивида – самый поверхностный и разделяющий человека на элементарные несвязанные части. Например, к нему можно отнести попытки объяснять поведение с точки зрения инстинктов, природных или космических явлений. А также рассматривать человека словно набор отдельных функций – изучая память, заниматься лишь развитием памяти, как функции. Либо определять человека по абстрактным категориям интроверт - экстраверт, козерог – водолей – скорпион…
Любопытно, интересно, познавательно, но решить психологические вопросы не позволяет, а лишь даст пространные рассуждения об отдельных дисциплинах и понятиях. Этот уровень очень удобен и интересен для анализа, но абсолютно непригоден для практической жизни, реальных выводов и заключений.
Одним из наиболее распространенных заблуждений является попытка связать и объяснить свои проблемы в общении с отдельной категорией «Я – интроверт», даже не представляя, что это слово может означать, и какими возможностями обладает такой человек.
Из метафоры о яблоке это будет поверхность плода - кожура, а категории для анализа – ее цвет, пятнышки, гладкость, оставленная червяком дырочка, черенок… Не покажется ли вам смешным утверждение, что в данном яблоке не может быть червяка, так как его черенок тоненький и красивый, либо цвет кожуры недостаточно красного цвета?
Анализируя себя по функциям и категориям, мы будем уподобляться тому, кто, срезав маленький кусочек кожуры с яблока, рассматривает его под микроскопом и выносит суждение о вкусе или дальнейшей судьбе плода. Однако обнаружить на кожуре дырочку от червяка можно, но лишь в том случае, если она попадется на глаза случайно, либо мы будем столь внимательны, что осмотрим весь плод целиком.
Настолько же абсурдными звучат суждения типа:
Сегодня магнитные бури, а значит, именно поэтому, у меня плохое настроение.
С тем же успехом можно заявить:
У меня маленький рост, и поэтому плохое настроение.
Или Я лысый (лохматый, кареглазый, худой или толстый), и поэтому у меня плохое настроение.
Основоположник Гештальт психологии Ф. Перлз более полувека назад называл подобные беседы «цыплячьим дерьмом», то есть попыткой говорить о природе и погоде, дабы избежать обсуждения реально важных вещей, касающихся личности.
Основная рекомендация: Анализируйте, сколько вам угодно, но избегайте делать обобщающие выводы из вашего анализа. Уберите всякие логические связки, которые вы придумываете сами, или которые вам навязывают другие люди.
Помните, что есть две разные части: одна из них – "кожура зеленая", а другая "в яблоке есть червяк" или "из него получится компот". Одна из них – я интроверт, я родился в определенные даты, или сегодня магнитные бури, и совершенно другая – у меня плохое настроение либо я испытываю затруднения в общении. Обе части, как вы видите, не связаны друг с другом, и это самый правильный подход.
2. Уровень личности в системе и социуме – более глубокий уровень познания, позволяющий анализировать личность как более целостную структуру, проявляющуюся во взаимодействии с окружающим миром. Социальная психология, культурология и многие другие дисциплины рассматривают эту часть науки о человеке.
Личность невозможна в отрыве от окружения, так как она и формируется как самостоятельное целое и одновременно как часть еще большего целого. Возьмем наш пример с памятью. Вы можете сколь угодно долго тренировать память, но то, насколько она у вас развита, вы поймете, лишь используя ее при общении.
В процессе общения с конкретным человеком вы можете начать волноваться, и ваши показатели памяти сразу упадут. Это вовсе не говорит о плохой и недостаточно натренированной памяти, а показывает, что она еще подвержена другим факторам. Какая вам разница, интроверт вы или экстраверт, козерог или близнец, если перед вами стоит задача помочь ребенку сделать уроки либо помириться с возлюбленным, с которым вы повздорили.
Внимательное отношение к особенностям своего взаимодействия с окружением и анализ в этой области, помогают осознать некоторые закономерности.
Например, женщина замечает, что у нее повторяется одинаковый сюжет в отношениях с мужчинами. Женщина понимает в этот момент, что причина может быть в ней самой, и это уже очень здорово. Одного этого достаточно, чтобы обратить больше внимания на себя, но привычка рассматривать отдельные категории и функции может отбросить ее обратно на первый уровень анализа. И тогда снова получается тот же абсурд, который мы видели выше.
Попытки изменить себя, понять других и множество советов по этому вопросу лишь мешают самонаблюдению. Например, обилие литературы об искусстве общения, казалось бы, учит нас взаимодействию: Если человек поворачивает глаза в определенную сторону, означает, что он лжет. Зная это, человек идет на переговоры и следит за глазами собеседника.
Опа! Глаза повернулись в ту самую сторону! И что теперь? Мне кажется, что гораздо важнее то, с каким настроем вы пришли на переговоры, и почему вы ждете обмана от вашего собеседника. Не является ли это вашим собственным желанием обмануть его? Откуда у вас страх быть обманутым?
Есть смысл анализировать собственные реакции, а не реакции других. Из нашей метафоры о яблоке этот уровень - основная часть плода, составляющая мякоть. Обнаруженная в мякоти червоточина - это сигнал о присутствии червяка. Где? Именно в себе.
Приходилось ли вам бывать в саду и наблюдать, как те яблоки, которые висят вплотную друг к другу, будто слипаются? Червячок ползает из одного в другой, сделав их единым целым для себя. Так и люди притягивают к себе подобных или выделяют из массы информации именно ту, которая волнует их и важна им по каким-то причинам.
Бессознательный страх болезни и смерти вызывает повышенный интерес к передачам, книгам и беседам о здоровье, политической нестабильности или криминальной хронике.
Неосознаваемый страх отвержения и брошенности побуждает посвятить себя спасению бездомных животных, чужих отношений и судеб или рыдать над трагическими сценами художественных фильмов.
Важно заняться собой и своей жизнью, понять, чего в ней не хватает, обратить внимание на то, какая информация окружает вас. Я не утверждаю, что не надо помогать другим, я обращаю ваше внимание на то, что чрезмерное увлечение лишь свидетельствует о том, что вы избегаете решать свои проблемы.
Пространные беседы и критические суждения о политике и отношениях между людьми Ф. Перлз называл «Бычьим дерьмом», подчеркивая этим больший вред для психологии личности, нежели «Цыплячье».
Основная рекомендация: Обратите внимание на те вещи, которые окружают вас, на тех людей, что влияют на вас и находятся рядом с вами, на те беседы, которые вы ведете. Если что-то не так, то в них и заключена «червоточина» вашей личности. Пусть это будет основная задача самоанализа без критики и осуждения.
Личность динамична, как и любая система, она может развиваться и меняться. Чаще всего заметить это невозможно без другого человека, так как червоточина уже является частью плода - его телом. Сама система убеждений будет защищать вас от обнаружения, так как она адаптировалась именно к этому процессу, и ей выгодно так жить. На этом уровне работают семейные и организационные психологи, позволяющие группе людей «увидеть» деформацию их отношений и искать другие решения.
3. Уровень индивидуальности – самый глубокий, эффективный и при этом объединяющий личность в целое уровень изучения. Данный раздел относится к экзистенциальной психологии, Гештальт психологии и дисциплинам личностного развития. Он невозможен самостоятельно. Это личностные смыслы и выборы. Мне нравится определение известного психолога: индивидуальность это «история отклоненных альтернатив».
Влюбленность и симпатия к другому человеку естественны, а измена – это выбор личности.
Бедность может коснуться каждого, а кража - это выбор.
Страх публичных выступлений охватывает всех людей, а выйти на публику и преодолеть страх – это выбор.
Если индивидуумом рождаются, личностью становятся на основании влияния окружения, то индивидуальность отстаивают, исходя из представлений о своем месте и роли в этом мире.
Давайте вернемся к рассуждению о родительской нелюбви и воспитании. Современные клиенты, прочтя что-то в литературе, жалуются на жестокость родителей и детские травмы, нанесенные взрослыми. Однако они забывают, что сегодня уже прошло много лет с тех пор, как они выполняли роль ребенка, что ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ они взрослые люди, которым пора выбирать свою жизнь.
Я хочу свободы и независимости, говорит человек, и при этом жалуется на тиранию родителей, забывая, что свобода - это ответственность. Не можешь справиться сам - обратись к специалисту и трудись вместе с ним, ищи, исследуй, осознавай и учись выбирать по-новому.
Психолог будет рядом, будет направлять и помогать осознавать, но не решит твою жизнь за тебя. Вопросы клиентов из категории: «психолог, скажи, как мне жить дальше!» как раз относится к тем людям, которые как бы избегают быть индивидуальностью и при этом парадоксальным образом выбирают быть заложником обстоятельств. В этом и заключается выбор их индивидуальности не быть индивидуальностью, а следовать за большинством или за мнением авторитета.
Быть в кругу большинства безопасно, этот феномен называют конформностью, но на самом деле он означает податливость реальному или воображаемому давлению группы. Метафора о яблоке в данном случае показывает саму сердцевину яблока, в котором живет червяк, пожирающий мякоть изнутри и оставляющий червоточины в сочном теле плода. Яблоку не под силу вынуть свою сердцевину, а нам, применяя самоанализ, найти корни проблемы.
Не дано человеку заглянуть внутрь себя и своего бессознательного без помощи другого – это всегда будет самообман и путь в никуда. Критику процесса самоанализа отлично выразил Курт Коффка: «Опишите вашу улыбку, – предлагает известный психолог прошлого века . – И лишь тогда вы заметите, что начав ее осознавать, вы ее сразу утратите». Таковы закономерности нашей психики и парадоксы самоанализа.
Пространные рассуждения о силе воли, попытки подвести теоретическую базу под свои действия, советы по изменению себя и психологии человека Ф. Перлз называл «Слоновьим дерьмом», которое намного весомее «Бычьего» и «Цыплячьего», так как оно окончательно уводит от понимания истинного процесса.
Основная рекомендация: Доверьте свою проблему, решение которой вы не можете найти, специалисту, не ожидая от него самого решения или готового рецепта, а позволяя ему создать для вас то пространство, в котором решение придет к вам, когда вы будете искренне сотрудничать в альянсе с психологом.
Вы привели себя к проблеме, как тогда вы сможете сами выйти без карты и компаса? Психолог будет вашим навигационным прибором, но собственную карту вы будете создавать сами, выбирая по ней маршрут и делая каждый раз новый выбор на распутье.
Что тогда выбирать? Нет правильного или неправильного выбора. Быть выброшенным в «помойное ведро» или адаптироваться к условиям жизни и меняться вместе с ней, совершая новые выборы из возможных альтернатив? Решать всегда вам, но помнить при этом, что это ваш выбор. Не выбирать – тоже выбор.
Из всего вышесказанного я хочу сделать короткие выводы:
Помните, что вынуть из груди свое сердце и осветить им путь во тьме непонимания мог лишь сказочный герой Данко, да и он от этого погиб.