От влечения к сублимации, от обезьяны – к человеку

main_img

Мы знаем, что произошли от обезьяны.
Хоть нам это и не нравится.
Но ничего не поделаешь.

И почувствовав себя под властью своего животного начала, почувствовав себя игрушкой в руках страстей и инстинктов, приходим к психоаналитику.

Приходим за помощью, плохо понимая, в чем эта помощь будет заключаться.
Приходим в тревоге, мучаясь мыслью – что же с нами будут делать?

Одной из задач терапевта будет помощь в формировании зрелых психологических защит, способов справляться с собой и с реальностью.

Наиболее здоровой, адаптивной психологической защитой считается сублимация.
Что это такое? Обратимся к Википедии:

Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).
На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистские желания можно сублимировать, занимаясь хирургией, чрезмерное влечение к сексу — искусством, в первую очередь изобразительным.

Казалось бы, что может быть лучше и проще? Выбирай себе социально одобренный вид деятельности и сублимируй в него все, что тебе мешает. Но на деле все гораздо сложнее. Далеко не в каждый вид деятельности можно сублимировать свои инстинкты, и не находится одинаковых способов сублимации для разных людей.

Для того, чтобы научиться грамотно пользоваться этой психологической защитой, нужно разобраться в том, как этот механизм работает. Что мы знаем о нем, кроме того, что механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности?

Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле, что и Фрейд, (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей.

Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

  • чувственный – физическое удовлетворение;  
  • эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу.  
  • созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий.

В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Как уже говорилось выше, сегодня понятие сублимации распространяется на все виды влечений и инстинктов. В первую очередь, агрессивных импульсов.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".

  • На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.
  • На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей.
  • На созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности. 

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. При сублимации не происходит ни отрицания, ни вытеснения, ни смещения. Происходит превращение. Это характеристика исключительно сублимации, и именно она позволяет осуществлять психологическую защиту без потери психической энергии. Ибо в процессе сублимации ничего не подавляется, не блокируется.

С моей точки зрения, сформированной в клинической практике, в процессе сублимации происходит не столько перенаправление психической энергии инстинкта на другую деятельность, сколько осуществление инстинктивной деятельности в другой форме, на другом уровне - ментальном.

Давайте рассмотрим примеры. Классический пример сублимирования – сексуальный импульс трансформируется в обучение.

Что значит учиться?
Овладевать информацией, присваивать ее себе, связывать (совокуплять) ее с уже имеющимися знаниями, и в результате создавать новые единицы информации у себя в мозгу, формировать новые способы мышления.
Мы видим, что процесс обучения на ментальном уровне повторяет процесс сексуального взаимодействия, ведущего к зачатию.  И вызывает на эмоциональном и телесном уровне разрядку, аналогичную сексуальной разрядке.

Аналогично агрессия, сопровождающая инстинкт продолжения рода, сублимируется в агрессивное ведение бизнеса со слиянием и поглощением конкурирующих компаний. Сублимируется настолько успешно, что может приводить к снижению потенции…

Агрессия, проявляющаяся в захвате и освоении территории, необходимой для рождения и выращивания потомства, может быть сублимирована в ведение бизнеса в форме экспансии (например, создание сети магазинов) или строительство.

А теперь давайте посмотрим под этим углом на родовые проклятия или травмы. Если посмотреть на "синдром предков", проявив толерантность к своему животному происхождению, можно увидеть его явное сходство с наследственными видовыми программами у животных.

Как происходит формирование этих программ? Закрепляются и наследуются случайно найденные адаптивные в данной среде обитания формы поведения. Адаптивные – максимально способствующие выживанию и развитию.

И, исследуя наследственные сценарии, мы будем снова и снова находить в действиях предка, «который первый начал», мотив оптимального выживания и развития. Этот мотив может быть скрытым, может не слишком красиво выглядеть, может быть выбором из всех зол наименьшего (как болезнь или несчастный случай), но цель его – всегда адаптация.

Таким образом, успешная работа психотерапевта с наследственным сценарием должна осуществляться как работа с природным инстинктом. Как мы работаем с половым инстинктом или агрессией. Краеугольный камень здесь – это то, что инстинкт нельзя отменить. От его власти нельзя избавиться осознанием его существования.

Представьте себе, например, как вы избавляетесь от чувства самосохранения путем осознания того, что оно у вас есть? То-то и оно…

И здесь мы можем опять обратиться к сублимации. Понимая, что мы должны говорить с пациентом о том, что он мог бы осуществлять на ментальном уровне как реализацию инстинкта самосохранения, обеспечение безопасности.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ