- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
На фоне кризисных явлений и общей политической напряженности всегда возрастает сила и влияние различных сект.
Особенно подвержены опасности вовлечению в секты неокрепшие умы – часто это школьники, студенты, молодые матери на фоне постродовой депрессии, одинокие пожилые люди или любой человек, попавший в беду, не нашедший утешения у других и не способный на самоподдержку.
Секты - явления не новые и не однородные. Существует 3 основных вида сект: религиозные, псевдорелигиозные и светские.
Приведем определение понятия «Секта».
Секта – это группа, обычно характеризуемая:
Этимологически слово «секта» восходит к лат. secta от sequi – «следовать за кем-то, повиноваться», а также к слову secare – «отсекать» (часть от целого).
Численность секты может насчитывать от трех до многих миллионов человек, которые противопоставляют себяокружающему миру на основе определенной системы иллюзий. Принадлежность к секте имеет крайне высокую эмоциональную значимость для каждого ее члена.
Поэтому сектантство имеет больше эмоциональную, нежели интеллектуальную природу. Любую критику касательно секты вовлеченный человек воспринимает как личное оскорбление в свой адрес, реагирует очень болезненно и часто неадекватно, нарушая правила ведения споров, давая интригующие ответы из серии: «это не каждый поймет», «этого нельзя понять сразу», «суть учения в двух словах не объяснишь», «приходите к нам, чтобы поговорить об этом», «сначала нужно пройти тренинг или прочесть все книги». Чаще критика вовсе отвергается или игнорируется/ презирается.
Что нужно знать об алгоритме вовлечения в секту?
Довольно часто в секту завлекаются участники открытых психологических тренингов личностного роста. Признаки подозрительного тренинга: обещание изменений в сверхкороткие сроки и крайне восторженные отзывы участников.
Такие тренинги ведут обычно опытные харизматичные специалисты, которые умеют применять групповые «вскрывающие» техники, добиваясь эффекта глубинных переживаний, чувства искренности общения.
Ответственный подход подразумевает последующую интеграцию человека, «собирание на место», «закрывание» того, что открылось, разъяснения сути происходящих процессов для участников, чтобы они смогли встроить эти переживания в структуру своей личности, адаптировать их к внешней социальной среде.
Но если перед ведущим группы стоит задача создания секты, то он не только не работает над тем, чтобы помочь членам группы овладеть этими процессами и затем использовать новые возможности (коммуникации, эмоциональная саморегуляция, навыки изменения отношения к событиям и т. д.) в обычной жизни, а наоборот - создает ситуацию, когда новички находятся в положительном состоянии только во время самого «тренинга».
Так, испытав катарсис, человек опять остается один на один с «враждебной» средой, не зная, как справиться с самим собой и приспособить себя к реалиям. Более того, разбуженные бессознательные страхи и душевные страдания становятся в разы сильнее. Это похоже на ситуацию, при которой врач, начав полостную операцию, затем не завершает ее, отпустив пациента с разрезанным животом и без дальнейшей анестезии.
Естественно, в таком случае в человеке возникает сильнейшая тоска по «тому, настоящему», что якобы может дать только «психотерапевтическая группа», в реальности секта. Он возвращается в группу, а там ему предлагают целую систему жизни, включающую в себя и «харизматичного лидера» (лидеров), и «новояз» (то есть некий особый выдуманный язык) и «систему знаний», выдаваемую за нечто «абсолютно новое» (так сайентологи-дианетики выдают за собственные открытия известные психологические теории и практики).
В большом количестве случаев после такого воздействия человек становится постоянным членом и донором (в финансовом, организационном и иных планах) сектантской группы, все в большей степени впадая в эмоциональную зависимость, отгораживаясь от «холодного и беспощадного мира», начиная думать на языке секты, подчиняться ей (ее лидеру или лидерам) во всем.
Одновременно запускается механизм нездоровой регрессии (психологического возвращения к детскому состоянию). Регрессия стимулируется отождествлением с группой (психологическим «растворением» в ней) и множеством специальных техник образования «человеческой массы». Наверно, многие могли наблюдать данные процессы, при которых сектанты активно подпрыгивают, хлопают в ладоши, обнимаются и поют.
Так почему люди попадают в вязкую паутину сект?
Ключевое слово здесь – самообман. Кто склонен обманывать самого себя, тот, безусловно, рад и обманываться.
Например, в ситуации, когда надо признать, что ты мало знаешь, мало умеешь, недостаточно хороший специалист- вместо того, чтобы заняться собственным развитием и работой над ошибками, человек начинает обвинять начальника.
Или женщина, которая живет с мужем-алкоголиком, уговаривает себя, что ситуация под контролем, и муж скоро исправится.
Любовница, ждущая, что муж уйдет от жены к ней.
Школьник, обвиняющий в своей неуспеваемости учителей.
Самообман – это неэффективный защитный механизм личности, который применяется не в том месте и не вовремя. Например, возникает иллюзия собственной значимости как члена «круга избранных и посвященных», свысока глядящих на «простецов», не знакомых с «подлинным учением». К принятию такого рода иллюзий, равно как и к вовлечению в секту, особенно склонны люди с обидой на мир, с заниженной самооценкой, с внешне-обвинительной позицией, неспособностью брать ответственность за свои неудачи.
Явление глобализации не обходит стороной и секты. Если раньше было больше локальных, изолированных сект, то сейчас все чаще мы встречаем разветвленные структуры, которые заявляют о собственной фундаментальности и универсальности, желая искоренить все иные идеи, как, например, та же секта Сайентологов.
Напоследок полагаю интересным привести цитаты из книги Рональда Хаббарда «Дианетика 55. Руководство к эффективному общению». Возможно, у читателей хватит сосредоточенности прочесть цитаты от начала до конца.
Цитата 1.
Дианетика в первую очередь нанесла удар по благоговейному почтению и застывшим формам. Первая книга была копьём, брошенным в незыблемые священные основы философских факультетов и: их литературы. Она очень заботливо проявляла беззаботность в отношении запятых, исходя из убеждения, что запятые, вопреки утвердившемуся мнению, не в силах исказить абсолютную истину (прим. автора: только меня смутила фраза «заботливая беззаботность в отношении запятых»? Впрочем, масса опечаток в тексте говорит сама за себя).
Первая книга была написана для того, чтобы её прочли и поняли. Она была написана также для того, чтобы разочаровать, убрать с дороги и Предостеречь тех, кто уготовил бы ей судьбу объекта почитания (прим. автора: да, скорее верно, не книга должна стать объектом почитания, а сама сайентология»).
Первая книга была написана для того, чтобы её мог применять каждый, кто в состоянии её понять. (прим. автора: обратите внимание на неявную идею приписывания исключительности тем людям, кто «поймет» этот текст).
Она была написана таким образом, что круг читателей, разумеется, не мог включать в себя ещё не вымерших шарлатанов в области разума (называемых психиатрами) и профессиональных дилетантов в сфере человеческих способностей — психологов. Как обнаружилось (прим. автора: Хаббард считает допустимым прямое оскорбление людей с профессией психолог и психиатр, т. е. это для него социальная норма, и его по логике психологи и психиатры это люди, недостойные «спасения и освобождения» посредством дианетики. И, видимо, людей, которые могут логично мыслить и знают хотя бы основы науки о психике человека, не так легко сделать адептами откровенного бреда. Лучше сразу вывести их из игры и отгородить от них стеной презрения всех членов секты, кому действительно нужна психиатрическая помощь или поддержка психолога), их невозможно обучить, а если бы это и было возможно, они не были — бы заинтересованы в достижении предложенных целей. Поэтому возникла необходимость в появлении людей совершенно иной породы — возникла необходимость в одиторах[12]. И они появились».
Цитата 2.
Итак, «Дианетика 55!», по сути дела, является Книгой Второй по Дианетике. Титул «Книга Первая» был единодушно присвоен книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Однако никто никогда не называл «Науку выживания», опубликованную в 1951 году, Книгой Второй; Никто её так не называл, потому что она, очевидно, таковой и не являлась. «Наука выживания» сама по себе была книгой первой. Она была первой книгой плана В, изложенного в заключительной главе настоящей книги первой. «Наука выживания» отважилась рассмотреть причины тех проблем, которые были описаны в «Дианетике»; она не занималась их решением.
Следовательно, у нас никогда не было второй книги по Дианетике. Такая книга должна была бы поднять те же самые проблемы, что и первая книга, и разрешить их, используя ту же самую систему взглядов и оперируя теми же самыми понятиями».
Примечание автора: кто в состоянии постичь, исходя из прочитанного отрывка, какой все-таки по счету является книга «Дианетика 55. Руководство к эффективному общению», которая на собственном примере так «эффективно» общается с читателем?
Цитата 3:
Мы могли бы попытаться вступить в спор о том, что такое Дианетика: наука ли, искусство, гуманитарный предмет или мистификация, но это принесло бы нам, мало пользы, поскольку это было бы лишь пустым словопрением. Дианетика такова, какова она есть, и вся её сущность может быть выражена словами: «понимание человека». Является она наукой или нет — нам безразлично. Будет ли более правильно отнести её к категории «приключение», «загадка» — нам безразлично. Нам не безразлично то, получит ли она распространение и известность, потому Что везде, где появляется Дианетика, исчезает рабство. Разум, который понимает себя, — это разум свободного человека. Такой разум больше не склонен к навязчивому[2] поведению, бездумному подчинению, использованию уничижительных намёков. Он не чувствует себя чужим в своём окружении. Он решает проблемы и создаёт игры. Порабощённый разум слаб. Свободный разум могуч, и вся его мощь определяется свободой и заключается в свободе».
Примечание автора. Действительно, дианетика – это дианетика. И это самый сильный аргумент. Главное, чтобы она распространялась. Вопрос: кому это выгодно?