- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Практические психологи часто отмечают в своей работе тот факт, что большинство их клиентов абсолютно не понимают, что такое – помощь психолога.
Тема готовности клиентов к консультированию рассмотрена специалистами уже со всех сторон. В данном материале мы поразмышляем о том, насколько общество в России готово принимать помощь психологов.
Буквально несколько лет назад любой психолог, работающий с детьми, мог услышать от ребенка: «Мне не нужен психолог, я – нормальный». На сегодняшний день дети уже имеют общее представление о том, кто такой психолог, и чем он занимается. Конечно же, это связано с тем, что практически во всех детских садах и школах сегодня есть психологи. Дети привыкли к ним.
Для взрослых людей предложений ещё больше. На рынке психологических услуг предлагается огромное разнообразие механизмов психологической помощи: тренинги, консультации, психотерапия[1] индивидуальная и групповая, коучинги и т. д. При таком богатом разнообразии услуг психологов любой человек может найти подходящего для себя специалиста.
Но в связи с этим встает вопрос о том, как будущему клиенту понять, к какому именно специалисту обращаться? Интернет пестрит объявлениями о проведении всевозможных тренингов. И совершенно естественно, когда человек в поисках решения своей проблемы рассматривает вариант ярко бросившегося ему в глаза тренинга.
Практика тренингов появилась в 1950х годах. Считается, что первые тренинговые занятия были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название «Т-группа». Они были направлены на повышение компетентности в общении [6, с. 15-27]. Их основной идеей было наблюдение, что большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как именно они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей.
По утверждению К. Левина – большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.
«Т-группа» – это собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике всех остальных «Т-групп» [4, с. 68-52].
В условиях постоянной гуманизации современный человек часто задумывается о том, как он проявляет себя, как выглядит со стороны. Этому способствует широко закрепившиеся тенденции работы в офисе. Место, где некоторое количество людей находится в замкнутом пространстве, рождает специфические условия для их коммуникации.
Массовая культура подталкивает к развитию в современном человеке тенденций к демонстративному поведению. Мы постоянно наблюдаем всё больший сдвиг к тому, что если человек хочет быть уважаемым в обществе, принимаемым, успешным, то ему необходимо вести публичную жизнь.
Правилом хорошего тона в современном обществе считается иметь страницы в социальных сетях. К людям, не состоящим в социальных сетях, зачастую относятся предвзято. Мы видим, как жизнь личная перетекает в жизнь публичную. Совершенно естественно, что каждому здоровому человеку хочется соответствовать общественным тенденциям или быть в их главе (зависит от уровня притязаний). Всё это приводит к тому, что люди всё больше задумываются о том, как они выглядят со стороны, чем о том, что происходит в их внутреннем мире [1, с. 20-23].
Но человек остается человеком, и внутренние переживания сопровождают его жизнь. Сложное сочетание внутренних конфликтов, внешних правил и норм, которые создают и увеличивают эмоциональное напряжение, неизменно приводит к тому, что возникает желание избавится от этих малопонятных и неприятных чувств.
Как известно, психология призвана помогать решать внутренние конфликты. Сейчас стало нормой искать в Интернете ответы на абсолютно все вопросы. Производя поиск психологической и около психологической информации, каждый из вас увидит ряд рекламных предложений по прохождению тренингов личностного роста, профессионального развития, счастливой семейной жизни и прочих.
Сама идея развития в этих направлениях является положительной. Любые групповые занятия дают возможность увидеть себя со стороны и личностно расти. Благодаря этому, мы имеем отличный механизм развития общества и индивида [2, с. 111-128].
Но что мы видим, заглянув за кулисы? Большинство тренингов имеет малопрофессиональный и малопродуктивный сценарий с точки зрения практической психологии. Складывается впечатление, что их составляли авторы, не имеющие знаний в области прикладной психологии или специалисты, жаждущие быстрой наживы.
Но что же заставляет людей так легко реагировать на такие предложения?
Может быть, желание быстро достичь весомого результата?
Многие психологи в своих статьях давно обращают внимание на то, что среди из клиентов всегда выделяется группа людей, которая быстро разочаровывается в психотерапии, так как там необходимо идти к результату быстро и по якобы уже готовому сценарию.
Клиенты, ждущие быстрого «исцеления», разочаровываются и в психологе-консультанте, каким бы компетентным он ни был. Возникает естественная мысль о том, что психолог был неквалифицированным специалистом - и все остальные консультанты обязательно такие же.
Далее человек может решить обратиться к тренингам. А если он не находит подходящий, то убежденность в том, что все психологи – «шарлатаны», только крепнет.
Давно известно, что практически под каждую проблему есть свой механизм решения. Известно много случаев, когда клиенту, например, необходима глубокая проработка его давно закостеневших комплексов, а он решил развить навыки коммуникации. Такому клиенту не пригодится даже качественный тренинг. А что же произойдет с человеком, который не нашёл подходящий для себя тренинг? К тому же мы знаем, что есть некачественные программы тренингов, заманивающие быстротой и «гарантией» решений.
Как известно, зачастую тренинги имеют весьма яркий, но кратковременный эффект. Чаще всего у прошедших тренинги людей встречается такой вариант последствий от подобного эффекта: гипертрофированно завышенная самооценка, приобретённая в искусственной обстановке, очень быстро разбивается о реальное положение вещей. Например, человека убедили, что он лидер и лучший профессионал, чем он есть, а он не может реализовать новые «навыки» в повседневной жизни. Это вызывает обратный эффект, например, ещё более глубокую депрессию.
Намного реже происходит второй вариант событий: клиенту удается убедить свое ближайшее окружение, начальство, родственников в том, что у него адекватно высокая самооценка и уровень притязаний. Уверенность в себе и коммуникабельность, конечно же, очень важные качества и для карьерного роста, и для успеха в отношениях с противоположным полом, для воспитания ребёнка, например. Но это не всё, что нужно для успешной реализации себя. И тренинги чаще всего настраивают именно на успех, но как пережить неудачу – там не объясняют.
Для карьеры, например, большой вес имеют профессиональные качества, знания и умения. Памятуя о том, что в современном обществе принято ориентироваться на внешнюю оценку своего успеха (когда важнее то, что окружающие решили, что именно это успех), современный офисный работник, прошедший тренинг, в большей степени занимается позиционированием себя, чем работой.
В результате, кто громче кричит и ярче о себе заявляет (на словах) – добивается повышения и получает руководящую должность. То есть, занимает не своё место. В конечном результате непрофессионализм раскрывается. И добившийся малейшего успеха человек сталкивается с первым вариантом развития событий после тренинга – разочарованием в тренинге и в себе.
Тренинги в малопрофессиональных руках приносят вред не только клиентам, но губительно влияют на репутацию психологов целом. Практическая психология в данный отрезок времени находится в довольно шатком положении. Наука, которая обязана приносить помощь людям, имеет все возможности вредить им.
Наблюдая за рынком психологических услуг, ярко видно, что доминируют тренинги. Крайне редко можно встретить объявление о наборе в психотерапевтическую группу.
В основном психотерапевтические группы собираются при каких-либо учреждениях. Большое распространение сейчас имеют группы «12 шагов» при центрах для реабилитации наркозависимых. Есть ряд групп в центрах контроля веса, группы для будущих и молодых мам при женских консультациях, группы для детей и родителей при социально-педагогических центрах.
Сегодня в любой сложной жизненной ситуации, когда человеку необходима психологическая помощь, чаще всего он ищет объявления в Интернете. И здесь у него возникает выбор между тренингами и консультациями. Групповая психотерапия, несмотря на то, что является весьма эффективным видом помощи, на фоне пестрящих тренингов остаётся незамеченной.
Естественно, вопрос компетентности ведущего психотерапевтической группы здесь так же открыт. Психотерапевтические группы вести может только квалифицированный специалист, имеющий соответствующее высшее психологическое образование. Здесь риск получения неквалифицированной помощи резко снижается.
В случае с тренингами, сертификат тренера может получить каждый человек, который прошёл углубленный курс и не имеет психологического образования.
Как уже говорилось ранее, те люди, которые хотят сверхбыстрого результата, чаще выбирают тренинги. А процесс работы в терапевтической группе длительный, этот факт многих отпугивает.
Следующее свойство, которым привлекателен тренинг – это предложение «решения всех проблем», так называемый «Банк готовых ответов». Очень часто к работе с психологом клиенты относятся именно как к походу за готовым решением. Принимая во внимание тот факт, что многие (назовём их – эзотерические специалисты) ставят приставкой к своей деятельности слово «психолог», нам становится понятно, почему клиенты ждут готовых ответов.
Ещё один миф, усложняющий поиск подходящего к возникшей проблеме специалиста – это убежденность в том, что психологи всегда манипулируют клиентом. Или, как более безопасный вариант, учат клиента манипулировать другими. Отчасти этот миф подтверждается тренингами, направленными на развитие умения манипулировать людьми.
Проводя анализ объявлений о психологических услугах на специализированных сайтах, обнаруживаешь интересную статистику. По данным сайтов, предлагающих психологические услуги, на настоящий момент общее количество зарегистрированных психологов по всей стране составляет около 20 000 специалистов из более чем 700 городов. Из них порядка 90% психологов описывают свою деятельность, пользуясь такими определениями как:
Все эти объявления похожи друг на друга: в них содержится информация о психологе, годах его работы, специализации и описание сферы применения психотических знаний в профессиональных терминах. В таких объявлениях очень сложно ориентироваться человеку без специальной подготовки. Да и общий смысл написанного в них текста только подтверждает мифы о готовых ответах и манипуляциях, так как человек за рядом непонятных для него слов ожидает увидеть чуть ли не чудо.
И только порядка 10% зарегистрированных на специальных сайтах психологов дают удобную для восприятия информацию, описывая бытовым языком сферу применения их навыков психологической помощи. Обращаясь к статистике таких сайтов, мы замечаем, что именно эти специалисты находятся на лидирующих позициях по количеству обращений к ним. Можно сказать, что психологическая культура самих психологов остаётся на невысоком уровне.
В связи с этим мы смело делаем следующий вывод:
люди, решившие обратиться за помощью, смогут правильно определиться с необходимой для них помощью только в том случае, если сами специалисты будут подавать о себе сведения более доступно и информативно. Таким образом, резко снизится количество обращений не к тем специалистам, которые нужны клиенту.
Для снижения уровня количества низкокачественных специалистов, занимающихся тренингами, предлагающими псевдопсихологическую помощь, необходимо четкое лицензирование услуг психологов, которого нет в нашей стране.
Ведь для того, чтобы официально, с точки зрения ведения консультаций как бизнеса, заниматься психологической практикой отдельно от госучреждений, необходимо всего лишь зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью. При этом никакого лицензирования не нужно.
Совершенно естественно, что в таких условиях волна некомпетентной психологической помощи увеличивается. И сейчас внимание к этому вопросу очень быстро растёт.
Существует такая вещь как «Этический кодекс психолога».
О его существовании знают все специалисты данной профессии. Однако он был официально принят только 14 февраля 2012 года [2] на V-м съезде Российского психологического общества [7]. И это единственный механизм на сегодняшний день, который сдерживает поток некомпетентности. И регулируется его соблюдение уже созданными профессиональными психотерапевтическими лигами и сообществами, как и морально-этические нормы самих специалистов.
Психологическая культура в России всё ещё находится в состоянии зародыша. Тренинги сейчас очень плотно вошли в нашу жизнь. Есть бизнес-тренинги, тренинги личностного роста, тренинги женственности, мужественности, семейные и даже детские тренинги. Есть тренинги все, какие только может вообразить человек.
Любому современному человеку хочется понимать механизмы работы человеческой психики, пользоваться этими знаниями. Но, к сожалению, представление о том, где и у кого получить такие знания и умения, кто и в каких случаях окажет психологическую помощь, у российского гражданина весьма размыты.
Психологам приходится постоянно доказывать, что их профессия имеет право на существование, бороться со скептицизмом окружающих. Происходит это и вследствие малопродуктивного позиционирования себя профессиональными психологами. В этом нет ничего нового, но с ростом низкоквалифицированных специалистов с каждым днем это становится всё актуальней. Остается только верить в то, что все специалисты, получившие психологическое образование и связавшие жизнь с этой профессией, будут активно пользоваться вышеупомянутым «Этическим кодексом», что они продолжат активно работать в направлении создания механизма лицензирования психологических услуг в нашей стране.
Список литературы
[1] Имеется ввиду немедицинская психотерапия. Психотерапевтические приемы, которые использует психолог в работе с клиентом.
[2] Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.