- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В заключительной статье хочу остановиться на теме «подводных камней», которые будут сопровождать человека в таком нелегком деле, как понимание, принятие и изменение себя.
Вся наша жизнь – это своего рода рождения и смерти. Конечно, смерти не физические, но всегда качественные, когда в человеке умирает изжившее себя, и на смену ушедшему мы имеем возможность заселить свою душу тем, чем хотели бы сами.
Эта мысль приходила ко мне не раз. В процессе работы по выходу из существующих программ поведения особенно очевидно, насколько сложно бывает человеку «отодрать» от понимания и осознавания самого себя те образцы поведения (восприятия, реагирования), которые достались ему в качестве «наследства» от детских психотравм.
Существует парадокс:
А выход за рамки привычного порой бывает сродни смерти.
Не каждому человеку удается выдержать и принять то, что он начинает понимать о себе, именно по причине отождествления самого себя с той психотравмирующей программой, которую он приобрел в детстве.
И задачей психолога на вышеуказанных этапах работы является сопровождение клиента, поддержка его и разъяснение ему тех моментов, которые являются «приобретенными»: не столько его чертами личности, сколько последствиями, которые не могли быть иными в тех условиях и в то время, когда этот человек был ещё ребенком.
Переживание человеком утраты какого-то из «своих» качеств и способов поведения происходит зачастую по образцу переживания действительной утраты и проходит в своём развитии стадии отрицания, агрессии, торгов, депрессии и, наконец, принятия.
Порой такое переживание происходит не менее остро, чем переживание реальной утраты другого, близкого человека, поскольку отождествление человеком себя с психотравмирующей программой существовало не один год, и чтобы произвести разотождествление, человеку потребуется достаточно душевных сил, потому что, «освобождаясь» от привычных программ, человек переживает своего рода смерть – смерть части себя.
Однако когда происходит полное понимание и примирение, для человека наступает следующий этап – выход в «нового» себя, который позволяет ему строить свою жизнь вне рамок заданности.
В каждом человеке есть то, что он оценивает как «хорошее», но также и то, что он считает «плохим». В процессе работы по внутренним изменениям важно исключить оценочное отношение, приобретаемое человеком с детства.
В любом случае, если не семья, то жизнь в социуме так или иначе порождает сравнения, а стало быть, и оценку человеком себя и других в сравнении с некими «образцами», которые трактуются обществом как лучшие.
Из-за такого «оценочного подхода» часто страдает самооценка людей и отсутствует понимание, что у каждого есть возможность просто научиться принимать действительность и себя самого без подгонки под какие-то заданные (семьей или обществом) стандарты.
Принять – значит допустить возможность быть чему-то, что не похоже на тебя, но при этом понять, что и это непохожее имеет право быть и существует.
Принятие означает примирение и прекращение борьбы с тем, что не зависит от человека, чего он не может изменить по собственной воле, с чем бессмысленно спорить, ибо это не в его власти. Важно однажды понять это и успокоиться, доверившись понимаю того, что человек представляет собой лишь часть общества, всей Вселенной, и кроме него существует ещё масса других людей, живых существ, природных явлений и того, что человеку неподвластно, но с чем ему предстоит взаимодействовать в жизни. (подробнее о принятии я писала ранее)
Работа по обучению человека принятию является не только способом изменить себя, но также одним из важных шагов в разрушении сложившихся травмирующих программ поведения.
Еще одним важным условием для совершения человеком внутренних изменений, которые позволят выйти за рамки его «программ поведения», являются тренировка воли и совершение волевых усилий.
В этом заключается одна из практических трудностей, которые наряду с отрицанием, депрессией или гневом могут помешать работе по внутренним изменениям в человеке.
Однако в этом плане хочется обратить внимание специалистов на то, что человек, обращающийся за помощью к психологу, изначально уже располагает неким волевым потенциалом, поскольку само обращение свидетельствует о желании начать изменения.
Из чего складывается «волевой потенциал» человека, решившегося на внутренние изменения? Из двух составляющих:
Если первая составляющая в той или иной мере присуща всем обращающимся за помощью, то вторую предстоит развивать в процессе работы психолога с клиентом. И эта работа также будет являться одним из этапов на пути преодоления последствий детской психотравмы для человека. Мотивирующим в данном случае может выступать и опыт других людей, совершивших свой качественный скачок сознания (статья о квантовом скачке).
Тренировку волевых качеств личности следует проводить комплексно (для этого существуют различные упражнения), и она будет включать в себя такие действия, которые поначалу могут показаться человеку совершенно не обязательными для достижения конечной цели. Тренировка воли включает в себя выполнение действий, выполняемых систематически и последовательно.
К тренировке воли относится и соблюдение режима – труда и отдыха, питания, режима дня, планирование своей ежедневной деятельности, пресечение «поползновений» лени и негативного настроения.
Человеку, начавшему работу по изменению себя, следует помнить, что у него будут происходить срывы и непонимание чего-то на определенных этапах, однако ему необходимо также помнить, что только движение и стремление «не опускать руки» приведет его к другому ощущению себя и образу жизни.
Для тренировки воли у каждого человека существуют свои сроки – заниматься упражнениями нужно столько, сколько это потребуется конкретному человеку, чтобы он смог почувствовать, как он изменяется внутренне, и обрел способность контролировать свои эмоции и поведение. Контролировать в данном случае означает не подавлять, как это принято понимать чаще, а сознательно регулировать свои реакции и действия.
Детские психотравмы превращаются в программы поведения и остаются таковыми для взрослого человека до тех пор, пока будут не отреагированы иным, более конструктивным или рациональным, а именно – не травмирующим человека образом.
В связи с этим основной задачей психолога в работе по преодолению последствий детских психотравм, на мой взгляд, является не столько обнаружение самой ранней психотравмы, сколько отслеживание работы и определение механизма реагирования, сложившегося на её основе. А также дальнейшая работа по разрушению этого механизма и выработке новых, конструктивных способов поведения.
Надеюсь, что мои наблюдения, приведенные в серии статей, смогут стать материалом, который поможет как специалистам, так и всем интересующимся, в решении проблем, корни которых находятся в детском психотравмирующем опыте взрослых людей.
Однако, начиная работу с человеком, психологу всегда следует помнить о тех границах, которые устанавливаются запросом обратившегося за помощью, и не проводить работу, о которой его не просили - точнее, к проведению которой сам человек внутренне ещё не готов.
Это примечание относится не столько к теме моей работы, сколько к теме помощи в целом. Считаю нужным сделать его, чтобы каждый, кто начинает работу по внутренним изменениям в других, помнил о том, что он – не вершитель судеб, чтобы проводить работу, на которую его не уполномочили, а также о том, что благо, сделанное вопреки желанию или пониманию другого человека, не станет для того благом.
Материалы для статей выбраны из моей монографии:
https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/it/book/978-3-659-36435-8/Детские-психотравмы-как-основа-программ-поведения-взрослого-человека?search=978-3-659-36435-8