Жизнь других

main_img
Не печалься,
что люди  не знают тебя, 
а печалься, что ты не знаешь людей. /  Конфуций

В раннем детстве ребенок живет с ощущением себя как центра маленького мира. Все события окружающей жизни в его восприятии закручиваются вокруг него же самого. Лежишь ты в своей уютной и защищенной кроватке, и стоит тебе заплакать - вскорости появляется кото-то из больших людей (да что там кто-то, мама чаще всего) и будет о тебе заботиться: развлекать, перекладывать поудобней, кормить, активно принимать участие в твоей жизни.

И ты постепенно привыкаешь к малоосознаваемой данности - все это как будто происходит по твоему запросу к окружающему миру. Маленьким ты кажешься себе этаким центром вселенной.

Но потом приходит чуть более старший возраст, когда ты отправляешься в некий коллектив. Чаще всего это будет детский сад. Или чуть позже школа. И там тебе придется вплотную соприкоснуться с суровой данностью жизни.

Оказывается, ты не единственный центр в этой вселенной. Таких центров много, и каждый из них приходит в контакт с таким же ожиданием от мира, что все в нем происходит по его желанию. Довольно очевидно, что скоро такие центры вселенной, собранные вместе, вступят в конфликт интересов.

Конфликт совершенно нормальный и естественный, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни в большом социуме, в большом мире других людей. Каждый человек проходит через этот период жизни по-своему и со своими результатами, которые часто накладывают отпечаток на все его последующие отношения с людьми в будущем. Это не хорошо и не плохо. Это просто так, как есть. У каждого в неповторимом сочетании.

Когда человек взрослеет, многое из его детского опыта забывается и кажется ему уже совсем не таким важным. Но то отношение, которое зародилось в детстве к этим самым другим людям, зачастую остается тем же самым. И порою многие терзания и проблемы связаны у человека именно с определенными другими. 

У кого-то эти проблемы заключаются в беспрестанном фоновом беспокойстве о том, насколько ты сам интересен другим людям, насколько заслуживаешь их внимания, насколько хорош, насколько ценен и т. д. У кого-то же, наоборот, общение с другим может вызывать неприятие, раздражение и даже злость. Особенно тяжело, когда такое неприятие у тебя вызывает кто-то из родных или близких. Многие и избавиться от этого неприятия не могут, и вину за это свое неприятие постоянно чувствуют.

Существует множество всяких способов работать с такими симптомами у себя. Наверняка есть целая масса разной степени сложности психологических техник и методов. Мне же в голову сейчас приходит один простой - посмотреть на свое изначальное намерение, когда ты в контакте с другим.

Может быть, вместо того, чтобы постоянно оценивать себя на предмет того, насколько ты интересен другому - живо и искренне позволить самому себе заинтересоваться им. Ну, просто потому, что человек в очень и очень многих жизненных примерах оказывается намного глубже, интересней, многограннее, чем то, каким он предстает в привычном его восприятии.

В экзистенциальной терапии есть один метод, который меня одновременно и удивил, и порадовал. Он заключается в том, что клиента просят составить некий архив памяти поколений, обращаясь к какому-то из своих родственников или близких знакомых. В одном из вариантов это выглядит как съемка документального фильма или написание документальной хроники истории жизни этого человека.

Что-то, что внешне может выглядеть как документальный фильм об истории жизни матери режиссера Павла Лунгина "Подстрочник". Он состоит из простого рассказа пожилой женщины о своей жизни и том времени вообще, заснятом на кинокамеру. Люди, с которыми идет работа клиентов в этом задании, во многих случаях пожилые. Те, с которыми у членов их семей и возникают всевозможные проблемы и трения. И если клиент решается на такой эксперимент - расспросить своего родственника или близкого о его жизни, узнать историю его жизни - случаются удивительные вещи…

1) Мужчина, приехав навестить семью своего брата, начинает живо интересоваться историей жизни бабушки, которая живет вместе с этой семьей. В ее случае можно даже сказать, что доживает, потому что она болеет рядом серьезных заболеваний и чувствует себя довольно неважно. В семье этой ею особенно никто не интересуется, контакты происходят изредка и по каким-то совершенно формальным поводам. Общение с этим мужчиной, ее дальним родственником, становится для нее своего рода отдушиной, поводом почувствовать себя более активной и хоть для кого-то значимой и ценной. За несколько недель пребывания этого человека в семье брата бабушка начинает чувствовать себя гораздо лучше, симптоматика ее болезней сходит почти на нет.

2) Молодой человек, приезжающий в большой город с периферии погостить у своей дальней родственницы. Она живет в одном доме с мужем, детьми и своей пожилой матерью. Мать, с ее слов, стала в последнее время человеком совершенно невозможным. Память и ориентация в пространстве и времени ее ухудшились настолько, что порою она не может себя сама самостоятельно обслужить. Дочь даже боится теперь оставлять ее дома одну, так как несколько раз мать забывала выключить газ и т. п. Дочь все больше помышляет о психиатрическом интернате для матери. Молодой человек начинает вести с этой пожилой женщиной беседы под запись об истории ее жизни в рамках задания. И постепенно оказывается, что женщина эта вполне здорова, осознанна, память ее свежа, внимание остро, а эмоции живы. В те моменты, когда она рассказывает историю своей жизни, она как будто заново расцветает. Молодой человек еще несколько раз в последующие годы приезжает в этот дом и ведет с пожилой женщиной беседы. И каждый раз, приезжая, он слышит от дочери рассказы о недееспособности матери. И каждый раз, общаясь с самой матерью, он видит живого и осознанного человека. В дальнейшем он прекращает свои визиты в этот дом, а позже узнает, что дочь-таки отдала мать в психиатрический интернат, в котором та спустя считанные месяцы и скончалась.

3) Девушка-клиент, получившая такое задание в рамках экзистенциальной терапии, решает расспросить об истории жизни свою свекровь. Наладив съемку камерой и вознамерившись снять полноценный документальный фильм. Вначале свекровь сопротивляется, но, посмотрев "Подстрочник" и поняв идею, идет навстречу. По мере того, как они углубляются в изучение истории ее жизни, девушка замечает, как налаживаются их отношения в быту. Исчезают постепенно все те неприятные мелочи в отношениях свекрови и невестки, о которых сложено так много анекдотов.

Можно привести еще множество подобных интересных историй. Иногда их герои восстанавливают значительную часть своего генеалогического древа. Вряд ли это основная цель. Главным здесь может являться то, что мы начинаем совершенно по-иному относиться к другому, когда начинаем интересоваться им хотя бы чуть глубже, чем это зачастую принято в нашем обществе.

Когда мы заинтересовываемся человеком, мы сами становимся человеку интересны. Когда мы пытаемся кого-то понять более глубоко, мы освобождаемся от раздражения и мелких претензий. Когда мы узнаем жизнь других, другие начинают узнавать нас.

Просто потому, что когда человек чувствует интерес к себе и своей жизни, он ощущает себя нужным. Он ощущает себя ценным. Он ощущает себя хоть для кого-то, но значимым. А это очень многого стоит - чувствовать себя нужным. Это придает жизни смысл. А когда есть ощущение смысла своей жизни, многие мелкие проблемы просто отходят на второй план.

И возможно, в ситуации самого разного рода конфликтов с другими хорошим решением было бы с интересом и глубиной взглянуть на их жизнь. Жизнь других.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ