- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего;
не желай жены ближнего твоего,
ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(с) Моисей
Когда я впервые прочитала эти строки, меня удивило, зачем было давать эти заповеди, когда это само собой разумеется - например, убивать нельзя. Неужели предполагалось, что кто-то этого не знает?
Но потом я поняла, что в те времена, когда писались заповеди, это не было нормой. Вполне естественно было желать дома чужого и убивать, и это не считалось грехом.
Так для чего тогда появились заповеди? Моисей, вероятно, был великим и умным человеком, хорошим «социальным психологом». Он понимал животную природу человека и знал: для того, чтобы построить эффективное общество, которое было нужно тогда евреям, в окружении множества врагов, надо внутри этого общества создать законы, которые бы препятствовали проявлению этих животных инстинктов хотя бы по отношению к членам своей группы.
В целом, конечно же, общество, в котором на первом месте стоят интересы группы, а не отдельной личности, намного эффективней, а в то время и более боеспособней других групп. Групп, в которых отобрать добро у более слабого может считаться вполне нормальным явлением или даже доблестью.
Ошо, разрушитель религий и моралей, проповедник свободной любви, восхвалял в человеке его животную страсть. Вот некоторые из его заповедей:
Никогда не выполняйте ничью заповедь, пока она не исходит также и от вас.
Нет другого бога, кроме самой жизни.
Истина в вас, не ищите ее где-то еще.
Любовь - это молитва.
Стать ничем - это дверь к истине. Ничто само по себе - способ, цель и достижение.
Жизнь здесь и сейчас.
Живите пробуждено.
Зигмунд Фрейд одним из первых обратил внимание на то, что соблюдение норм культуры и сдерживание своих природных инстинктов приводит человека к расстройствам психики (неврозы, психозы). Как вы знаете, он выделил в психике человека Ид, Эго, и Суперэго.
Как же ему быть, нашему Эго… куда ж ему податься? Будешь следовать нормам морали - быстро выгоришь и получишь психоз, будешь следовать инстинктам - одичаешь, выпадешь из общества. Такое ощущение, что из двух зол надо выбирать меньшее, вот и мечется человек, то соблюдая многодневные изнурительные религиозные посты, то увлекается тантрическим сексом, поднимает кундалини, растворяясь в космическом блаженстве, стремясь к наивысшему наслаждению.
Я как психолог очень часто сталкиваюсь с острым противостоянием в человеке социальных требований и нашей инстинктивной природы, приводящей к психологическим проблемам. Человеческая психика зачастую находится в постоянной каждодневной борьбе, истощая психические и физические силы человека. Это как армрестлинг с самим собой: сил уходит много, а результат слабенький. Как поступить? Как хочется - или как надо?
В своей книге «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» авторы Марк Гоулстон и Джон Уллмен пишут о том, что у человека не один мозг, а целых три.
Эти разделы мозга отражены и в его морфологии. Будете ли вы счастливы, бодры, активны - зависит именно от мозга млекопитающего и рептилии. Именно эти структуры (лимбическая система, гиппокамп и миндалина) через систему вознаграждения определяют наше психоэмоциональное состояние , зачастую абсолютно не согласуя это с рациональным мозгом человека (сознательным Я). Поэтому человек может пить алкоголь, курить, прекрасно осознавая при этом разрушительный характер своих действий.
Мы часто слышим: Убей дракона в себе!
То есть, убить в себе страсти, а с ними скорей всего желания и эмоции, их вызывающие.
И что получается на деле?
Убить половину себя - может быть, не самую разумную, но зато очень сильную.
Нам не победить дракона. Вместо одного «дракона» придет другой.
Убрав одну страсть, вы получите другую. И эта война будет продолжаться и продолжаться, и так вся жизнь может пройти в вечной изнуряющей и забирающий все силы борьбе.
Мы же думаем, что заключить перемирие, то есть приручить «дракона», а не бороться с ним, является более успешной стратегией в жизни, по сравнению с войной. Конечно, сразу в один день этого не сделать, на это может не хватить и всей жизни. Но почему бы не начать, почему бы не попробовать?
Для начала мы предлагаем вам такую технику.
Примите удобное для вас положение. Включите приятную музыку и расслабьтесь.
Отпустите все лишние мысли и представьте себе лошадь. Рассмотрите ее: какая она, что чувствует, где находится, в каком месте (луг, пустыня, лес)? Как к вам относится?
Погладьте её, загляните в её глаза и ощутите её силу или слабость, познакомьтесь с ней. Подружитесь с ней и постарайтесь понять, что ей нужно - и дайте ей это в своем воображаемом пространстве.
В этой технике вы – это всадник, у вас есть разум, план, карта. А лошадь - это ваша сома, эмоции, инстинкты, здоровье. Только действуя совместно и гармонично, используя силу своих эмоций и инстинктов, вы сможете достичь поставленных целей.
У всадника – стратегическое мышление, он может строить планы. А у лошади все здесь и сейчас. Не осознавая этого, не принимая этого во внимание, всадник в лучшем случае превратит свою лошадь в дохлую клячу, а в худшем может загнать её до смерти.
А теперь по той же схеме представьте своего дракона.
Какой он? Что чувствует? Где живет, что вокруг?
Представили? Ну и теперь вперед, приручайте.