- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Предлагаю продолжить знакомство с происхождением гнева и способами его укрощения.
1. Гнев семейный
Вам наверняка приходилось сталкиваться с так называемыми «итальянскими семьями», где люди легко выходят на уровень скандала, говорят на повышенных тонах, периодически дерутся, после чего все дружно выпивают и мирятся. Побеждает обычно тот, кто громче скандалит.
В таких семьях гнев является главной разрешенной эмоцией.
Сначала ребенок боится гнева родителей, а затем усваивает его как единственный способ добиваться своего. Ребенку, выросшему в такой семье, тяжело адаптироваться в социуме, поскольку он не обучен мирным способам взаимодействия. Конфликты везде и по любому поводу становятся его вечными спутниками.
Как быть?
Из рассказов коллег: «Клиент, пытаясь выразить гнев на отца, так бил подушку, что сломал себе руку. А ведь мог сломать себе жизнь необдуманным поступком - так он его ненавидел».
2. Гнев как инструмент достижения цели
Есть люди, убежденные в том, что невозможно получить желаемое без криков, злости и оскорблений.
Они не могут заставить ребенка убрать игрушки, не накричав, улечься в постель без хорошего подзатыльника: «Он же издевается, не понимает по-хорошему».
И не важно, что дитё залилось слезами – цель ведь достигнута. Правда, отшлепанный ребенок действительно довольно скоро перестает реагировать на слова, воспринимая только затрещины, но, впрочем, кого это волнует?
Они не могут добиться от подчиненных рвения к работе без криков и понуканий. И пусть сотрудники ненавидят своего начальника, саботируют рабочий процесс, пока он не видит, зато когда он в офисе, они будут изображать бурную деятельность.
- Почему ты ведешь себя так по-хамски с подчиненными? Они же тебя ненавидят!
- Я их воспитываю. Выращиваю из них настоящих менеджеров. Бультерьеров! Да они по-другому и не понимают. Меня в армии и не так гоняли, и вот результат.
Действительно, результат налицо. А что подчиненные только и думают о том, как бы отомстить, подставить и обокрасть своего «воспитателя» в голову совершенно не приходит.
Люди такого типа уверены, что агрессия – это единственный способ решения проблем. Они забывают, что чувство собственного достоинства – последнее, с чем расстанется человек, и если оно попрано или унижено – поздравляю, вы получили врага. Возмездие в любом случае настигает агрессора. Если человек сознательно творит зло, унижая других, то, какими бы целями он это не объяснял, на самом деле он разрушает себя, двигаясь к краху собственной судьбы.
Однако, если человек это осознает (что, кстати, нередко случается), ему можно помочь.
Такие люди являются носителями рабско-тиранической психологии: они либо пресмыкаются, либо тиранят. Для России это, к сожалению, весьма характерно. Вспомните - от рабства мы освободились довольно поздно (всего-то в 1861 году), да и дальнейшие события в нашей стране не способствовали развитию и становлению свободной личности. Рабство и тирания – это два полюса одной проблемы.
Что мы можем предложить взамен?
Ответ: уверенное поведение. Звучит просто, но достигается весьма нелегко.
Вспомните свои школьные годы: у Петра Михайловича в классе тишина, «муха не пролетит», все заняты делом, даже самым хулиганистым персонажам не приходит в голову покуролесить. А у Марь Михалны уже двое изгнаны из класса, двое у директора, сама она стучит указкой и называет вас всех баранами и идиотами, вся покрылась фиолетовыми пятнами от напряжения, однако в классе полный разгул.
Почему? Почему она не может собрать класс и, наконец, приступить к теме? Потому что нет в ней того, что есть у Петра Михайловича: спокойной и непоколебимой внутренней уверенности, убежденности в своем праве и своей правоте, твердой внутренней позиции, когда «да» значит «да», а «нет» – только «нет».
3. Гнев как компенсация чувства неполноценности
Лучше меня о происхождении этого гнева сказал Борис Акунин в романе «Черный город», поэтому я просто приведу его слова, а вы поразмышляйте над ними.
«Почти каждому человеку хочется себя как-то возвысить.
Цзюнь-цзы, благородный муж, для этого стремится стать выше.
Человек мелкий, сяожэнь, норовит увеличить свой рост, принижая окружающих.
Поэтому, когда благородный муж становится правителем (что случалось в истории редко), всё общество, следуя его примеру, тоже начинает тянуться вверх: улучшаются нравы, в моду входят благородство, бескорыстие, отвага.
Когда же воцаряется сяожэнь, всеобщим законом становится унижение подданных.
Сяожэнь мал ростом. Поэтому он может выглядеть великим, только если все вокруг простёрлись ниц, а худший враг для маленького правителя – тот, кто отказывается пресмыкаться на брюхе. От этого в эпоху правления сяожэней в обществе распространяются льстивость, вороватость и вероломство…»
Вопрос: Вы себя к кому относите? Вы - сяожень или благородный муж? Честно?
Если Вы признали в себе сяоженя, то это значит, что вы на пути к тому, чтобы стать благородным мужем. Осознайте недальновидность и мелочность своей нынешней политики и приступайте к развитию себя. Тогда вам не придется компенсировать собственные недостатки и раздувать себя посредством гнева.
4. Гнев как смещение, или гнев по касательной
Этот гнев самый коварный и разрушительный, порождающий чувство вины и уродующий личность, на которую направлен, поскольку он всегда несправедлив.
Я говорю о том гневе, который обрушивается на головы детей. Дети зависимы от родителей, они не могут выйти из травмирующей ситуации или избежать ее. Они вынуждены принимать на себя гнев матерей, обиженных мужьями, отцов, обиженных их начальниками, учителей, выбравших не ту профессию. В общем, дети становятся сливным ведром для всеобщего негатива.
Почему так происходит?
Очень просто: в отличие от взрослых, дети не могут дать сдачи.
Родители! Наберитесь смелости и решайте свои проблемы сами.
Если не получается - обратитесь к специалистам.
Сливая свой гнев на детей, вы свою жизнь не улучшите, а жизнь детям испортите наверняка.
Обратите внимание, этот гнев может быть направлен не только на ребенка, но и на жену, и на подчиненного; короче говоря - на слабого, на того, кто не может ответить.
Гнев по касательной похож на трусливого зверя, который кидается на слабую жертву, а при виде сильного соперника трусливо прижимает уши, прячется. В таком виде, как правило, он и проявляется на сеансах эмоционально-образной терапии.