- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Маленький мальчик дергает маму за юбку и спрашивает:
- Мам, а мам, а когда ты была маленькой, у тебя компьютер был?
- Нет, сынок!
- А сотовый телефон?
- Не было, сыночек!
- Мам, ты видела динозавров?
Действительно, реальность нашего времени такова, что человек, не использующий Интернет, может время от времени чувствовать себя ровесником динозавров.
А так как современные подростки, как правило, стремятся идти, ну или бежать, в ногу со временем, то вполне естественно, что ребята отправляются исследовать просторы Интернета.
Как в реальной жизни, так и в паутине виртуального мира подросток создает свое личное пространство, на входе в которое врезает замок в виде пароля и, разумеется, желает, чтобы «посторонние», прежде всего к ним причисляются родители, не входили к нему без стука.
Давайте уточним, что же такое личная территория? Прежде всего, это любые человеческие чувства, которые появляются у нас в каждый конкретный момент времени. Во-вторых – это наши личные вещи. В-третьих – территория, на которой мы фактически проживаем, и, в-четвертых, наши хобби и интересы. Получается, что личная территория – это нечто важное и ценное, чем мы наполняем свою жизнь. Таким образом, личное Интернет-пространство – это важные и ценные компоненты, которыми люди насыщают занятую ими нишу Интернета. А что подростки, да и не только они, считают своей личной Интернет-территорией? Вероятно, многие согласятся, что к ней, прежде всего, относятся личные страницы в социальных сетях, у подростков наиболее популярны ВКонтакте или Facebook, далее личная веб-почта, страницы приложений обмена фотографиями и видеозаписями, такие как, например, Инстаграм. В конце концов, сам ноутбук, смартфон, планшет большинство пользователей воспринимает как личную территорию.
В подростковый период ребенок все больше и больше стремится разъединиться с родителями и обрести собственную независимость и самостоятельность, как того требуют от него задачи возраста. Подросток делает это, в том числе, создавая защиту личного виртуального мира от глаз окружающих взрослых.
Что же происходит, если с целью контроля совершается бесцеремонное вторжение на эту ревностно охраняемую территорию? Прежде всего, такое нападение на личное пространство влечет за собой появление различных по степени выраженности эмоциональных реакций.
К относительно легким по интенсивности переживания и глубине ранения души подростка, наверное, можно отнести недоумение, удивление, смущение, неловкость.
Чаще ребята испытывают просто шквал таких сильнейших эмоций, как жгучая обида, досада, негодование, злость, кроме того ненависть, отвращение, разочарование в адрес посягнувшего на их личные границы взрослого человека.
Частыми бывают ощущения страха, стыда, собственной ничтожности, униженности и оскорбленности.
Подростки могут ощущать нападение на личную территорию как плевок в душу, совершенную подлость, предательство, осквернение мира своей души, растаптывание своего самолюбия, ущемление свободы, обман. У них появляются мысли, что взрослые им не доверяют, не уважают их и властвуют над ними. Одна девушка как-то рассказывала мне, что виртуальный мир является для нее убежищем и спасением от огромного количества семейных запретов, возможностью искренне выражать свои чувства, излагать мысли, быть собой и проявлять честность. Ее буквально затошнило от одной мысли о возможности нарушения взрослыми границ этой личной территории, столь велико оказалось неприятие ею подобной ситуации. С тревогой и болью в голосе девушка предположила, что если бы ее родители совершили подобное предательство, это лишило бы ее смысла существования и обесценило ее жизнь. Эмоциональный резонанс был таким ярким, что она испытала потребность тут же изменить пароль на своей социальной странице.
Таким образом, нарушение личного пространства делает подростков недоверчивыми и подозрительными, побуждает к смене паролей, созданию тайных страниц под псевдонимами и чужими именами, чистке историй браузера, придумыванию путей отпугивания родителей от похода на их страницы, например, в виде внезапно всплывающих окон с предупреждением о вирусной угрозе.
В подобных ситуациях ребята могут устраивать истерики, скандалы, объявлять бойкот, возможно, предпринимать радикальную меру – уход из дома.
Есть такое выражение: «Доверие, как бумага, раз помнешь – идеальным оно уже никогда не будет, как не ровняй». Действительно, подростки, с присущим их возрасту юношеским максимализмом, при подобных корявых проявлениях контроля со стороны взрослых, могут навсегда утратить к ним свое доверие и отказаться от дальнейших откровенных разговоров с ними.
Закономерен вопрос, что же делать внимательным и заботливым взрослым, которые желают, сохраняя доверие и добрые отношения, сделать момент пребывания подростка в Интернете полезным и эффективным для развития и при этом уменьшить период его нахождения в виртуальном мире?
Похоже, что контролировать время посещения всемирной паутины, равно как и содержание используемых Интернет-ресурсов, когда дети вступили в подростковый возраст уже слишком поздно. Данные меры, удачно вплетаемые в процесс воспитания, могут быть эффективны лишь в дошкольном и раннем школьном периоде. А позднее запреты провоцируют лишь реакции протеста, гнев и раздражение в адрес родителей, а также стремление нарушить запрет, так как, во-первых, «запретный плод сладок» и, во-вторых, «я уже взрослый и сам решаю, что мне можно, а что нельзя».
Одним из факторов, побуждающих молодых людей к пропаданию в Интернете, является отстраненность от них родителей, учителей, других значимых взрослых и потеря взаимопонимания между ними.
Самое эффективное, что могут предпринять взрослые на данном возрастном этапе – это увеличить количество времени и качество общения со своими детьми. А это значит искренне проявлять интерес к достижениям, победами, желаниями, мечтами ребят, помогать им в поиске эффективных способов решения жизненных трудностей, проводить совместного с детьми досуг: ездить на природу, смотреть кинофильмы, слушать музыку, совершать совместные походы в магазины, кафе, играть. Однажды одна девушка, задумавшись об отношениях отцов и детей, так и воскликнула: «Да, в конце концов, общайтесь со своими детьми чаще, это влияет на подростков в любом случае!»
Таким образом, для развития эффективных и взаимно удовлетворяющих отношений взрослых и подростков обязательно бережное отношение к их личному Интернет-пространству, доверие и уважение к тому, чем заняты молодые люди.
И еще одна важная мысль. Древнеримский риторик Сенека говорил: «Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди». Если это не учитывать, то получится как в известном анекдоте.
Звонит телефон.
- Алло, бабуля! Я с гонок вернулся, проголодался. Приезжай, свари мне кушать!
- А мама где?
- Мама «Вконтакте» зависла.
- А папа?
- Папа на танке, на войне.
- Во дают родители! Ладно, внучек, приеду. Вот только помидоры с перцем на «Моей ферме» посажу!
Наши усилия принесут плоды, если мы с вами будем помнить о том, что в первую очередь изменения полезно начинать с самих себя, ведь не зря говорят: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас».