- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Еще никогда в истории человечества общество не было так сильно переплетено. Главным признаком быстро переплетающегося общества становится его культуральное многообразие. Растущая открытость общества, межнациональные браки, миграция беженцев, исчезновение географических дистанций и легкость поездок за пределы своей страны и многие другие факторы, безусловно, способствуют этим переменам. Из этого следует, что транскультуральная проблема - в частной жизни, на работе и в политике - приобретает сегодня все большее значение. И в современной ситуации можно ожидать, что она в будущем станет одной из существенных задач.
Растущее культуральное многообразие ставит перед психотерапией серьезную задачу направления своей деятельности в новое русло с учетом этнокультуральных аспектов, чтобы она соответствовала требованиям сегодняшнего дня. Принятие во внимание фактора культуры в медицине и психотерапии задача непростая. Она требует, конечно, переосмысления и перехода от моно- к мультикультуральному подходу. Рамки, в которых происходит "терапевтическая встреча" между психотерапевтом и пациентом, изменились, так что сегодня мы можем говорить о закате эры монокультуральной психотерапии (Х. Пезешкиан 1998). В свое время, недостающая "культуральная чувствительность" (Кляйнманн, 1996) привела не только к ошибочным диагнозам у этнических меньшинств, но и огласила призыв к культурально ориентированной психотерапии и психиатрии. С тех пор как были проведены первые исследования Эмилем Крепелином в 1904 году на о. Ява по вопросу "сравнительной психиатрии", стало медленно развиваться в психиатрии и психотерапии направление, которое занимается культуральными аспектами возникновения, частностью, формами и терапией психических заболеваний в различных культурах (Н. Пезешкиан, 1991; Пфайфер, 1994; Триаднис, 1995).
В США с начала 90-х годов зародилось движение, представители которого придерживаются точки зрения, что наряду с тремя основными направлениями – психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психотерапией - в качестве "четвертой силы" в психотерапии и психологии должна рассматриваться многокультуральная психотерапия.
Понятие "транскультуральная психиатрия" было введено в 1965 E.D.Wittkower и является общепринятым как в публикациях, так и в деятельности профессиональных организаций. По E.D.Wittkower транскультуральная психиатрия представляет собой раздел социальной психиатрии, который занимается культуральными аспектами возникновения, в частности, форм и лечения психических расстройств в различных культурах. Приставка "транс" (лат.: пере-, насквозь, за пределами) означает культурно обусловленную точку зрения, хотя, прежде всего, важно понять пациента и его картину заболевания исходя из собственной культуры. В английском языке используется в основном понятие "кросскультуральный", что, по сути, является синонимом. В этой связи обсуждались понятия "этнопсихиатрия", "культуральная психиатрия", "культурально-обусловленная или культурально-ориентированная психиатрия" и "антропологическая психиатрия". Американскими психологами также было введено понятие "мультикультурального консультирования", которое подразумевает консультирование, осуществляемое между или с личностями из различных культурных групп. В психотерапии такими учеными, как N. Peseschkian (1974) и некоторыми другими применено и распространено понятие "транскультуральной психотерапии". Содержательно этот термин описывает наблюдение, признание, осознание и применение значения и влияния культуральных факторов в широком смысле слова на пациента, психотерапевта и психотерапевтические отношения.
Позитивная психотерапия является транскультуральным психотерапевтическим методом с гуманистическим видением человека, аналитически-динамической основой и практическим использованием техник и элементов поведенческой психотерапии.
Поэтому позитивная психотерапия отдельно рассматривает транскультуральный метод, т.к. транскультуральная точка зрения дает материал для понимания индивидуальных конфликтов. Основой транскультурального подхода в позитивной психотерапии является ответ на вопрос: что у всех людей общего, и чем они различаются? Он включает как менталитет разных людей и их культуру, так и их уникальность, как одни и те же конфликты и проблемы воспринимаются и оцениваются в различных культурах? Все это и есть необходимость транскультуральной работы.
Транскультуральный подход, в общих чертах, сводится к следующим двум положениям, имеющим практическое значение.
Разница культур может приводить к непониманию, фрустрации, страху, агрессии, конфликту.
Разница культур может восприниматься как взаимодополняющие, равноправные точки зрения. В этом случае появляется огромная возможность взаимного обучения и расширения знаний и моделей поведения.
Следует заметить, что "другая культура» может быть обнаружена также в собственной стране, она есть и в каждой семье, и даже каждый человек, по сути, представляет собой отдельную культуру. Человек не только творение, но и творец. В связи с этим результаты творения человека являются культурально обусловленными. К основополагающим свойствам человеческой природы относится то, что действия человека и мотивы этих действий определяются не самой реальностью, но представлениями об этой реальности, которые имеет данный человек. Поэтому, несмотря на объективную истинность положения о том, что каждый человек обладает внутренней, неотъемлемой ценностью, люди, не осознавающие этот факт достаточно глубоко, действуют так, как если бы они этой ценностью не обладали. Не видя культуральной обусловленности форм выражения чувств и отношений, человека склонен приписывать различия в них особенностям самих этих чувств и отношений, что порождает дисгармонии и конфликты в межличностных отношениях. Благодаря одновременно динамическому и содержательному подходу позитивная психотерапия способна исследовать транскультурные проблемы, которые ускользают от чисто динамически ориентированного исследования. Структурные особенности, такие как закономерности научения и психодинамики, дополняются эталонами группового и индивидуально-специфического отношения к социокультурным нормам. Транскультурная проблематика внутри отдельного общества отражается в общем виде в отношениях социальных слоев и классов. Не отдавая предпочтения конкретным оценкам, соответствующим, в основном, взглядам доминирующего социального класса, позитивная психотерапия способна оказывать помощь всем пациентам, независимо от их социальной принадлежности.
Осознание того, что такое же поведение в другой культурной традиции или в другие времена могло оцениваться по иным меркам, считаться неизбежным или даже желательным, происходит расширение горизонтов оценивания. Люди перестают применять к этому поведению только привычную шкалу ценностей, а сравнивают его с другими концепциями. Для межличностных отношений это означает следующее: благодаря признанию относительности ценностных установок пересматриваются предубеждения, разрушаются фиксации и устраняются коммуникативные препятствия, что приводит к ликвидации "невротического сужения" и вместе с тем к расширению репертуара способов реагирования.
Занимаясь элементарными человеческими способностями, транскультуральная психотерапия способна обращаться с людьми всех языков и социальных слоев и эффективно перерабатывать транскультуральные проблемы. Так, с содержательной стороны конкретизируются такие динамические понятия как: потеря объекта, регрессия, сублимация, страх расставания, нарциссизм. К наиболее яркой эпигенетической готовности к конфликтам и структурам переживаний прибавляется содержательный аспект, посредством которого в психотерапию добавляются социально-психологические, общественные и культуральные факторы. Исходя из этих транскультуральных размышлений и представления о том, что различные индивидуальные идеи во многих отношениях соответствуют транскультуральным концепциям, мы можем также различным образом объяснять болезни и растройства.
Достаточно часто мы видим, что на трудные жизненные ситуации люди реагируют болезнями. Врачи и психотерапевты оказываются зачастую перед проблемой. Они не знают языка страны, не знают традиций и обычаев пациента, его семейную ситуацию и определяемый религией его жизненный ритм; часто они не знают также масштаб экономической нужды и боли, которую принесло с собой расставание эмигранта с родиной. За этим фоном симптомы могут сказаться совсем по-другому чем у русского пациента. Следствие этого - беспомощность врачей и психотерапевтов, которых отделяет от пациентов культуральная пропасть ("синдром культурального слепого пятна").
Вновь становится ясным, что ни одна из культуральных систем не является "идеальной". Их качество определяется только тем, как они сказываются на людях, которые в них живут, и насколько допускают их правила игры конструктивное рассмотрение других социокультуральных систем и их представителей. Так останется то, чему представители разных культуральных систем могли бы поучиться друг у друга, и так бы было, если бы они учились понимать друг друга.
Транскультуральный подход служит основой для развития альтернативного мышления, выход за пределы своих единоличных концепций. Здесь реализуется принцип единства в многообразии. Перенося этот принцип на психотерапевтические отношения, мы можем сказать, что "только если психотерапевт готов сойти со своей собственной точки зрения и вместе с тем в определенной мере отойти от позиции своей собственной культуры, только если он в достаточной степени дистанциируется и освободится от нее и от ее насущных проблем, что очень не просто, так как он есть часть этой культуры и живет ею, только тогда он будет в состоянии принять пациента и его культуру, такими как они есть, и построить "помогающие отношения" (Х. Пезешкиан, 1998 г.). До тех пор пока мы не перестанем говорить о "нашей" или "вашей" культуре, мы не сможем соответствовать не только пациентам, но и аутентично чувствовать сами психотерапевтические отношения и будем вынуждены вкладывать слишком много энергии, чтобы выстоять во внутреннем конфликте, вызываемом столкновением различных культурных традиций.
Цель психотерапии не состоит в отказе от своих культуральных, группоспецифических, семейных и личных особенностей. Очень важно как раз проявление индивидуальной и культуральной неповторимости, если с другой стороны существует возможность перерабатывать возникающие конфликты. Проще говоря: важно, чтобы каждый сохранил выученный язык, но также он должен уметь говорить на другом языке, с помощью которого он мог бы объясняться с остальными. Таким "языком" пытается овладеть транскультуральная психотерапия в качестве метакоммуникации, коммуникации для разрешения конфликтов. По мнению американских ученых "... больше нельзя соглашаться с тем, что преподаватели... игнорируют ответственность за развитие мультикультуральной компетентности".