- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
- Я это сделал, - говорит моя память.
- Я не мог этого сделать! - говорит моя гордость и остаётся непреклонной.
В конце концов, память уступает.
Фридрих Ницше
Кажется невероятным, что столько переживший от войны русский народ оказался так близок к милитаристскому возбуждению. Мы, недавно коснувшиеся ужасов афганской и двух чеченских войн, позволяем распалить себя примитивными, легко расшифровываемыми провокациями, и поддерживаем военные приготовления. На мой взгляд, это парадокс, явный сбой, признак нездоровья, отчетливый симптом.
Специалисты по работе с душевными болезнями стараются использовать яркие симптомы для исследования. Изучая их, сравнивая с нормой, мы постигаем душевное устройство человека и учимся бороться с болезненными проявлениями, мотивам, ведущими к страданиям и гибели. Попробуем сделать предположения о механизмах, заставляющих жителей целой страны массово делать самоуничижительный выбор и в дополнение к этому агрессивно реагировать на увещевания тех, кто пытаются их же самих спасти.
Каким образом можно расшифровать эту, кажущуюся парадоксальной логику? Цитируя хрестоматийные основы психоанализа, можно предположить здесь следующую несложную теорию:
Представьте двух участников отношений: Я и Другой (не я), и следующее развитие событий:
Вот, по сути, и вся цепочка.
Для иллюстрации приведу хрестоматийный примерчик: девушка выходит замуж по любви за мужчину, который уже был женат. Мужчина уходит от прежней жены, старается интегрировать детей от первого брака в свою новую семьи и вдруг мало-помалу обнаруживается, что его любимая молодая супруга, обладающая массой моральных достоинств, в присутствии детей от первого брака утрачивает все положительные качества и деятельно ненавидит его старших детей. Многие попытки второго брака рушатся именно на этом клише, и ни у кого это не проходит совершенно гладко. Рассмотренный нами механизм в этом случае вполне выразителен:
Происходит это следующим образом: возникает повод приятно распалить себя выстраиванием логической цепочки, какие твои (жена, сослуживцы, родственники, дети, соседи, знакомые…) неблагодарные, коварные, бесчувственные, расчетливые гады. Тут же услужливо подбираются всякие косвенные подтверждения, свидетельства типа "а мама ведь предупреждала…". На душе становится скверно, чувствуешь себя одиноким, никому не нужным, но гордым и сурово обласканным осознанием своей трагической правды: "Все - суки!" Здесь как раз и нужно со зверской силой и огромным мужеством задавать себе нелицеприятные вопросы: соответствует ли повод силе реакции? Так ли все плохо и почему еще вчера все было хорошо? Нужно жестко ловить самого себя, уплывающего в сладком потакании гордости в водоворот, откуда возврата может и не быть, и за волосы себя оттуда вытаскивать. Всегда очень досадно признать, что большая часть негатива надумана, здесь помогает опция над собой подшутить, посмотреть как бы со стороны, увидеть комизм в раздувании пузыря драматизации, или просто усилием воли оборвать разрушительный ход мыслей и, преодолев гордость, перенаправить мысли в противоположном направлении. Если мирное объяснение состоялось, конструкция угрозы разрушена, то на душе сразу, резко наступает облегчение, тревога уходит. Очень приятное чувство, но каждый раз из-за него выжидательно выглядывает перманентный соблазн все заново разыграть, все заново повторить.
Кому-то с этим соблазнам справляться легче, кому-то тяжелее, для кого-то он становится непреодолимым испытанием и крахом всей жизни. Почему это так? Психоанализ полагает, что помимо врожденных, конституциональных предрасположенностей, много зависит от самого раннего детского опыта. Фундаментальное, базовое чувство своей виновности или невиновности, формируется на первом году жизни. Например, в процессе нормального грудного вскармливания неизбежен фантазм о пожирании материнской груди и о неизбежном наказании за это "ужасное преступление". От любви, терпения, принятия матерью зависит разрешение этой и многих следующих подобных ситуаций. Первый положительный или отрицательный опыт прокладывает дорогу следующим шаблонам. Чувство, что совершил что-то страшное, возникает многократно и неизбежно, но подкрепится ли внутреннее самоосуждение слабостью, уязвимостью, жестокостью родителей или уменьшится благодаря их "неразрушаемости", надежности, терпению, принятию, мягкости - вопрос, находящийся, в наших руках.
Мало-помалу из людей, относительно свободных от перманентного чувства "нехорошести", "плохости" вырастает внутренне сильный, уверенный в себе человек, не склонный к скандалам, спокойный. Его трудно спровоцировать, он не мстителен, способен не использовать слабость соперника, снисходителен, милосерден, в экстремальных ситуациях более других сохраняет самоконтроль. Еще он способен рассуждать, выслушивать, критически анализировать себя, признавать ошибки, просить прощения и прощать. Такой человек часто мучается переживаниями, чего-то стыдится, жизнь его совсем не праздник. Но вместе с тем, изучая вопрос, анализируя, такие люди широко, всесторонне охватывают ситуацию, видят больше вариантов решений, лучше способны к прогнозам. У них меньше нервных болезней, они реже страдают от зависимостей, способны поддерживать устойчивые, равноправные семейные и дружеские отношения, мало-помалу, делаются примером и авторитетом для собственных детей и окружающих.
У человека, с детства живущего с бациллой бессознательного самоосуждения, скрытым чувством собственной "плохости" почти нет выраженной, сознательной вины (иногда напускная, искусственная), но чаще он вырастает в не склонного к прямому соперничеству, хитренького, неуверенного. При безопасной возможности, он ближе к шумному выражению возмущения (кроме крика, шума возможны и иные выразительные средства), легко провоцируется, радуется возможности отомстить, "отвести душу". Ему легко потерять контроль, мышление сковано многочисленными условностями и ограничено, признать собственную неправоту ему тяжело даже в мелочах, все это часто приводит к ухудшению семейных, социальных отношений, такие люди чаще болеют, более склонны к уходу от окружающей действительности.
И очень трудно разорвать этот порочный круг. Как поверить, что окружающий мир не будет тебе мстить, не опасен, как избавится от изнурительного ожидания наказания? Глобально способа только два: Перенести наказание или Получить прощение. Символизация обоих целебных процессов мощно разработана, например, в христианской практике. Здесь психология солидарна с религией: получив или заслужив прощение, человек становится лучше - раз наказания уже не будет, незачем против всех вооружаться!
Все вышесказанное можно осмелиться перенести с масштаба личности на масштаб целого народа. Немецкий народ в начале двадцатого века, после проигранной первой мировой войны мог чувствовать себя "плохишом" и "назло всем" позволил развиться идеологии фашизма, мало чем отличающейся от внутреннего чувства выше обозначенного как "все суки". Но и наказание за это он себе назначил весьма жестокое, и добросовестно получил его до самого конца: истекая кровью, бессмысленно поддерживал гитлеровский режим на бесспорно терминальной стадии. А известные некоторой легкостью нравов французы нашли в себе силы и оптимизм простить перетряску всей Европы Наполеоном, свергли его, удовлетворившись наказанием весьма умеренным, что я отнес бы к примерам положительным, жизнесберегающим. Ф.М. Достоевский хорошо познакомил весь мир с русским национальным увлечением: "Грешить и каяться", совершать преступления и отдаваться наказанию… Настасья Филипповна успокоилась только когда ее наконец зарезали. В России все очень натурально и декораций мы не любим, кровь льется всегда настоящая. Это иногда даже и эстетизируется: "…вот какие мы, с размахом живем!" Ужасы разгула революции и последующее наказание безропотной коллективизации - новейшая наша история.
Теперь у русского народа есть много оснований почувствовать себя "плохишом", свалиться в позицию "все суки", что будет за этим - даже думать не хочется! Русские никогда "чуть-чуть" не хулиганили и никогда себя "слегка" не наказывали.
Что остается? Каждому понимать, что гордость в таких вопросах утаскивает в направлении обратном от спасительного и еще… искать прощение. Вдруг найдется новый Иисус и простит нас, возьмет на себя наши грехи. Если мы это правда почувствуем, то сразу станем лучше, и мир будет спасен. Поэтому он и назывался Спасителем…