- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Чрезмерная "психологизация" в восприятии действительности самим психологом и бессознательная или преднамеренная трансляция своих взглядов клиенту, при неучете или игнорировании объективных внешних контекстов
Например, всем известная в интернете рубрика "Вопрос-Ответ". Психолог хорошо квалифицированная девушка, достаточно молодая. Вопрос относительно того, что "хочу построить отношения", но по таким-то причинам (они перечисляются) не нравлюсь противоположному полу, среди причин есть вполне весомые "непсихологические" (для наглядности предположим - нет обеих ног). "Что делать?". Ответ был бы достаточно уместен, если бы внешних, независящих от человека и его внутреннего психического устройства причин, усугубляющих ситуацию, не существовало. В итоге ответ "звучал" в духе - "ничего страшного, пробуйте снова и все получится".
Тезис таков, что объективную непсихологическую реальность никто не отменял, и если она начинает заметно влиять на жизнь клиента (а так обычно и бывает), то это нужно включать в психологическую работу, а не делать вид, что этого не существует или это не так важно, или, если прилагать усилия, все-равно все получиться. В данном случае, ценно признать, что с учетом всех имеющихся обстоятельств "построить отношения" будет действительно сложно и пережить все чувства с этим связанные.
Признать факт наличия внешних препятствий важно, поскольку это позволит уменьшить чувство вины, связанное с собственной неполноценностью, – "не могу построить отношения, значит слабый, никчемный" - и освободить силы, которые можно будет впоследствии направить на самоподдержку или конструктивные действия. Принятие ограничений позволяет делать более осознанный и взвешенный выбор - если при данных обстоятельствах этого действительно так сложно добиться, то стоит ли это требуемого количества усилий, или я не готов вложиться настолько и предпочту отступить?
"Я знаю лучше". Психолог допускает в своей работе оценочные суждения, старается влиять на реальное поведение клиента.
Если "психологизация" реальности и представление о том, что если захотеть и постараться, то "все получится - преграды только внутри" свойственны скорее молодым психологам, то этим предубеждением грешат именно именитые, титулованные, имеющие за плечами опыт психологи.
Они повидали много случаев. Видели много схожих судеб других людей, в том числе своих клиентов. С одной стороны, они выдвигают свои предположения небезосновательно. Но! Тем не менее, статистика, необязательно имеет отношение к судьбе конкретного человека. И чем больше психолог включен в свое уже имеющееся знание (практическое или теоретическое), тем меньше он контактирует с вами - его клиентами, и тем меньше соответственно имеет дело с уникальностью именно вашей жизни.
Таким образом, не поддаться соблазну нерефлексируемого перенесения предыдущего опыта в актуальную работу с новым клиентом, предмет особых усилий психотерапевта. Но некоторые психологи перестают видеть ценность подобных усилий, а наоборот, решают, что теперь с высоты своего опыта должны ясно транслировать свои субъективные личные убеждения. Иногда, искренне веря в свою правду, то есть, "во имя благого дела", такие психологи начинают совершенствовать свои навыки убеждения и разрабатывать все новые и новые способы воздействия на клиента. Чтоб он уж точно получил "непоправимую пользу".
Реальный пример, высокоуважаемый психолог, доктор наук, профессор и т.д. проводит с молодой девушкой публичную работу с привлечением различных техник и экспериментов, которые ориентированы на то, чтобы помочь ей лучше понять себя и свою ситуацию. Со стороны чувствуется мастерство терапевта, его способность увидеть тонкие нюансы переживаний клиентки. Но после окончания времени сессии "постфактум" терапевт безапелляционно заявляет, что девушке "необходимо начать проходить курс психотерапии, в противном случае она точно потеряет эти отношения, и в дальнейшем вообще останется одна", а еще она (клиентка) должна… допустим, помириться со своей родственницей, иначе та с ней работать не будет.
Но, вообще, подобные практики, на мой взгляд, являются "авторскими" и не имеют отношения к жанру психотерапии.
Психолог чрезмерно ориентирован на "решение поставленной перед ним задачи". И при этом не дает место и внимания тому, что естественным образом происходит с клиентом, то есть, по сути, перестает быть психологом.
А именно, к тем нюансам, которые не имеют прямого отношения к заявленной теме, но способствуют углублению проделываемой работы, личностному росту клиента, а главное являются необходимым звеном для решения той самой "проблемы", по поводу которой он изначально обратился. Кроме того, выяснить механизмы появления и "хронификации" проблемы иногда важнее, чем найти частное решение по ее устранению. А вышеупомянутые, казалось бы незначительные нюансы как раз и позволяют психологу и обратившемуся увидеть целостную картину во всей ее многогранности.
Бывают клиенты, которые сами настаивают на максимальной ориентированности психолога исключительно на "заявленную цель" и сообщают о своем нежелании разбираться с чем-либо, не имеющим непосредственного отношения к основной теме. Если вам важно исключительно решение конкретной проблемы, тогда то, что будет предлагать такой психолог, совпадет с тем, что вы ожидаете и в чем, возможно, и нуждаетесь. И наоборот, если вам не близок задачно-ориентированный подход к жизни, а важны тонкости вашего душевного устройства, такого психолога лучше не выбирать.
"Что ты чувствуешь?" Психолог неотступно ригидно придерживается своего метода, даже в том случае, если это препятствует установлению контакта и продуктивному диалогу с клиентом.
Под методом здесь имеется в виду способ взаимодействия между психологом и клиентом, который специально организуется и поддерживается психологом, и который бы не сложился естественным образом. Начинающих психологов поджидают две опасности - они либо недостаточно образованы (действуют интуитивно-стихийно, что низко результативно), либо за своим образованием пока еще не видят человека.
Теперь пояснения. Ф.Перлз в соответствии со своим пониманием человеческой души часто говорил своим клиентам, что они говорят "полную чушь" и настоятельно рекомендовал прекратить. Для различения того, что именно есть чушь, а что нет, он разработал целое учение. Можно сказать, что его метод, в том числе, заключался в том, чтобы проявляя себя во время сессии, люди учились не действовать дезадаптивным, привычным для себя способом. И в этой точке Ф.Перлз жестко настаивал, чтобы контакт, про что бы он ни был содержательно, велся определенным образом - и придерживался этого своего "метода" весьма строго. Что ни коим образом не уменьшало его профессиональность.
В контексте возможных ошибок психологов, скорее имеется в виду та ситуация, когда начинающий, "хороший", то есть, прекрасно образованный, но еще малопрактиковавший с клиентами-непсихологами специалист старается соответствовать стандартам своего метода.
Например, он знает о том, что чувства-переживания человека - это очень важно, и начинает смотреть на человека через призму этого знания. В результате обычно получается очень странная ситуация - к психологу приходит клиент, не связанный с миром психологии, и что-то говорит о своих сложностях. А психолог ему на все лады про чувства - "что ты по этому поводу чувствуешь, а что по этому?". Клиент же, не будучи введен в контекст, вообще может решить, что психолог больной или просто не понять, что же от него требуется.
Или есть еще такая идея у психологов, что важно работать с тем, что происходит между психологом и клиентом, чтобы понять первоистоки трудностей последнего. Очень эффективное направление работы. Но, представьте себе, приходит клиент, не отягощенный психологическими веяниями, рассказывает про то, что хочет наладить отношения со своими близкими, и тут ему психолог предлагает лучше заняться "отношениями" с ним.
Психолог занимает на сессии "больше места", чем клиент. То есть, недостаток инициативы клиента, психолог компенсирует своей инициативой
Вот она, база созависимых отношений. К сожалению, продуктивное взаимодействие между психологом и клиентом, возможно только при условии наличия достаточного количества инициативы у последнего. То есть, если клиент хочет помощи, но к активности в этом направлении не готов (например, не готов даже вести диалог), психолог не сможет ему помочь, и терапия будет обречена на неудачу. И лучшее, что психолог может сделать - это честно сообщить клиенту об этом. В противном случае психолог будет подогревать ложные ожидания, а клиент будет платить и ждать пока произойдет неосуществимое.
Подмена контекста. Клиент приходит к психологу и рассказывает какую-то душераздирающую историю про свою работу, супруга и пр. Человекческие чувства психолога никто не отменял, но уровень его профессионализма состоит как раз в том, как он умеет с ними обращаться. Часто собственный субъективный опыт может кричать ему что-то вроде - "Да, валить с этой работы надо! И не оглядываясь!". Но, до тех пор, пока клиент работает про то, как существовать на Этой работе, в Этих отношениях (пусть даже, где его бьют, эксплуатируют и что-нибудь еще) психологу необходимо оставаться в том же контексте и заниматься исследованием того, как устроена психическая жизнь обратившегося в Этих условиях. Может после более подробного исследования актуальной ситуации и себя в ней клиент решит что-либо поменять, но это будет уже следующая история.
Итоги.
Данный список не претендует на полноту и может быть дополнен. Большинство из вышеперечисленных ошибок, кроме второй, просто снижают эффективность работы психолога, но не представляют угрозы или опасности для клиента. Второй пункт требует особого внимания. Если бы психолог не внушал никакого доверия, он бы не удержался в профессии - значит, вы имеете дело с человеком, обладающим определенной харизмой. Речь идет о вашей жизни, если вы чувствуете, что вас подталкивают в определенном направлении - не предпринимайте поспешных действий, остановитесь, дайте себе время и проанализируйте ситуацию. Вообще никакие, особенно важные, решения не стоит принимать на сильных эмоциях.
Если один человек дает совет другому - это навязывание своих ценностей. А жить с последствиями своих решений и обманутыми ожиданиями вам, а не психологу. Если вы чувствуете, что на вас оказывают планомерное, нерегулируемое вами воздействие - спросите себя, надо ли это вам?
Если это терапия пары и психолог встает на сторону одного из вас - значит, он утратил профессиональную непредвзятость. Такая выборочная поддержка одной из сторон способна лишь обострить семейный конфликт.