- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Танцы — это модно, а танцевальная терапия — прикольно. Вместо долгих часов «выворачивания души наизнанку» в кресле у психотерапевта провести время на танцах и решить все свои проблемы — чем плохо? Но какие именно проблемы можно решить с ее помощью и насколько серьезно? Может, просто оторваться в клубе? Какие-то ответы можно найти в Интернете, но далеко не исчерпывающие, и есть над чем подумать.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ФОРМАТЕ
Дорогу танцу в психотерапию открыли профессиональные танцоры. Так, например, Мэриан Чейс в 1940–1950-х гг. преподавала танец «модерн», а потом начала работать в психиатрической клинике с больными, страдавшими серьезными затруднениями в общении. Ее пациенты, считавшиеся безнадежными, смогли впервые (!) установить контакт с другими через танцевальное движение. Сегодня многие идут в группы танце-двигательной терапии (ТДТ), чтобы обрести уверенность в обычных танцах или в отношениях. Учась танцевать с партнером, волей-неволей развиваешь навыки невербального общения. Усовершенствовать их — уже неплохо, но ТДТ позволяет достичь и более глубоких результатов.
ТАНЕЦ В ФОРМЕ
Танец во все века и у всех народов выполнял функцию социального ритуала, например знакомств. Ясно, что умение танцевать такие сложные танцы, как мазурка или котильон, жестко ограничивает круг возможных знакомств. «Па» народных танцев, как правило, воспроизводят двигательные рисунки традиционных для данной культуры трудовых движений. Фигуры магических обрядов тоже выполняют вполне прагматические функции и не допускают никакого произвола.
В рамках каждой традиции существует свой регламентированный набор исходных движений, из которых, как из букв алфавита, строятся танцевальные композиции. И как ни странно, в популярных дискотечных танцах спонтанности не намного больше, чем в «Лебедином озере».
Психолог АЛЕКСАНДР ГИРШОН: «Даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение)».
В понимании подавляющего большинства людей умение танцевать равнозначно умению легко и непринужденно воспроизводить определенные танцевальные формы, но подобные танцы «терапевтическими» не будут.
ТАНЕЦ, КОТОРЫЙ ЛЕЧИТ
А. ГИРШОН: «Сама постановка вопроса: «Что танцевать, чтобы это было терапией?» — отражает типичную «мифологию» (по Ролану Барту) современного общества, когда терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца — живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь являются одним…»
В его проекте интегрального танца «Жить танцуя» участники, вдохновляемые лидером, танцуют у моря, в лесу, на рассвете, закате, под музыку и в тишине. Соло и с партнерами, с ветром и солнцем, с водой и песком. Со стороны танцующее племя навевает ассоциации с предками, жившими в условиях первобытно-общинного или родоплеменного строя. Сходство не только внешнее: как и у древних, общение с природой здесь действительное со-БЫТИЕ с ней. Но несмотря на это глубинное сходство, интегральный танец в проекте Гиршона обнаруживает не менее существенное отличие от танцев наших предков. Цель и ценность интегрального танца — спонтанное творческое самовыражение личности, а в танцах древних не было на это и намека.
А. ГИРШОН: «Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность».
ТД-терапевт АННА ГАРАФЕЕВА: «Человек улыбается и говорит: «Я спокоен». А когда начинает двигаться, то получается танец гнева, с которым он сейчас не находится в контакте. ТДТ помогает найти форму движений для выражения своих переживаний, безопасную для него и других. Например, превратить разрушающий гнев в уверенный танец сильного воина».
Хорошо бы. Вот я недавно на стоянке стукнула бампером в бок машину одного парня. Так он выскочил и начал грязно ругаться. А если бы этот «ударенный парень» прошел ТДТ, мог бы станцевать на радость всем свидетелям инцидента уверенный танец сильного воина! И ему самому было бы приятнее провести время в ожидании сотрудника ГИБДД.
А. ГАРАФЕЕВА: «ТД-терапевты начинают с того, что пробуждают спонтанность движений. Часто это непросто, и они идут на хитрости. Например, предлагают потанцевать не всем телом, а только головой или локтями, или только бедрами. Танцевать частями тела проще, но непривычно, что позволяет разрушить стереотипы. Работа ТД-терапевта направлена на то, чтобы вернуть человеку способность осознавать и выражать себя в движении».
Важно, что на ТД-сессиях участники не только танцуют, но и делятся наблюдениями и переживаниями, возникшими во время танца. Побывав на фестивале «Жить танцуя», я убедилась: ТДТ помогает открыть совершенно новые, неожиданные и совсем не танцевальные формы самовыражения.
ЖИВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Психофизиолог Николай Бернштейн (1896—1966), автор теории уровней организации движения, ввел в научный обиход понятие «живое движение». Движения — как спонтанные, так и заученные до автоматизма — реализуются так называемыми функциональными органами: внутренними орудиями труда, состоящими из сложных ансамблей мышечных напряжений и очагов возбуждения в головном мозге и периферической нервной системе.
При этом редко кто задумывался о том, что любая человеческая деятельность проявляется через движение. Не только спортсмены, но и бухгалтеры постоянно совершают движения. Ведь даже когда они «неподвижно» сидят за чтением бухгалтерской отчетности, им приходится шевелить как минимум глазами.
В ТДТ совершение спонтанных, гармоничных, необычных движений разрушает старые и ограничивающие «функциональные стереотипы» и освобождает тело для новых движений.
А. Гиршон в ответ на такое объяснение улыбается и качает головой. На одном тренинге они работали с метафорой «прыгнуть выше головы». Один парень все прыгал и прыгал и никак не мог остановиться. А буквально через две недели после тренинга его неожиданно резко повысили в должности.
«Ты же понимаешь, я не хочу сказать, попрыгайте и вас повысят в должности», — предупреждает Александр Гиршон. Я, конечно, понимаю. Как и то, что твердое знание физиологического механизма не заменит человеку переживания, протекающего сквозь всех нас единого потока движения и не заменит осознания того уникального смысла и значения, которые оно обретает внутри каждого.
ДО ТАНЦА
«Танцевать смысл, идею» становится сегодня самой авангардной тенденцией современного искусства. Его примером является основанное японским танцовщиком Тацуми Хиджикатой направление буто, реализованное в лаборатории «До танца». Надо ли удивляться, что среди ее танцовщиков есть и ТД-терапевт.
А. ГАРАФЕЕВА: «Буто создал мой учитель, всемирно известный танцовщик Мин Танака при московском театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. В буто нет заданного алфавита движений. Каждый танцовщик открывает и разрабатывает свой язык.
Тело в философии танца буто представляют состоящим из множества точек, из любой можно совершить движение. Танцору нужно найти путь, который наиболее точно выразит то, что он хочет передать зрителю. Постановщик танца буто не дает человеку указаний, как ему двигаться.
Представьте, что ваши руки — в пустыне, солнце и ветер иссушают их, и они превращаются в руки мумии. На спине вырастает огромное дерево. Как вы это станцуете? Учтите, что нужно не иллюстрировать образы, а ощутить их влияние на тело и позволить проявиться в танце. От танцовщика это требует высокой концентрации внимания и выразительности тела».
Как зритель скажу по собственному опыту: восприятие танца буто требует не менее высокой концентрации внимания. Предупреждаю, если вы сами никогда до этого не пытались по-настоящему осмысленно и осознанно двигаться и жить в своем собственном теле, не ходите туда, несмотря на то, что это сейчас модное место. Кстати, а вы еще не начали? Попробуйте, это здорово, ведь мастер буто Мин Танака сказал: «Человек может начать танцевать, а окружающие могут этого и не заметить».
Обуликовано 10. 2008 в журнале "Наша Психология"