- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Появление ребенка в семье – серьезный шаг и серьезное испытание. Во-первых, изменяется структура семьи, а значит, нужно заново адаптироваться, принимать на себя новые роли и самое главное брать на себя ответственность за новое беспомощное существо. Для каждой матери ее роль более-менее понятна, часть ее действий определяется инстинктом, часть тем опытом, который передает ей ее собственная мать. Еще во время беременности женщина чувствует, что ребенок живет внутри нее, она ощущает его, чувствует любые изменения, которые происходят с ним; в это время между ними уже устанавливается контакт, взаимодействие. После родов, когда младенец обретает физическую «отдельность» от матери, он еще долгое время продолжает полностью зависеть от нее. Эмоциональный и физический контакт с матерью становится первичной чувственной тканью, на которую в дальнейшем будет накладываться весь последующий опыт ребенка. На этом этапе мать и ребенок образуют диаду, симбиоз. И в этот момент проблема встает у третьей стороны, то есть у отца.
Мужчина, изначально выключен из этой диады. Он лишен возможности испытывать те изменения, которые начинаются уже с момента зачатия – до рождения ребенка он лишен материальной основы, подтверждающей существование кого-то третьего. Единственным визуальным подтверждением изменений является растущий живот жены, чего явно не достаточно, чтобы произошло осознание того, что семья становиться другой и необходимо примерять на себя другую роль. У мужчины еще нет связи с ребенком, а это значит, что еще нет принятия роли отца. Единственное, что мужчина вполне осознает: что он выключен из союза матери и ребенка. После появления на свет младенца, отец обнаруживает этот союз со всей очевидностью, и как следствие, чувствует себя лишним. На самом деле, диада мать-дитё остро нуждаются в третьей стороне, хотя у мужчины не всегда есть возможность это почувствовать. В первую очередь из-за того, что женщина теперь сосредоточена на другом человеке, ее любовь, внимание, забота, которые она дарила мужу, теперь адресованы младенцу, ее амбиции, надежды теперь направлены на него, именно он теперь является причиной ее гордости и восхищения. Но… мир женщины теперь не просто сосредоточен на ее чаде, благодаря ему сужается ее социальная жизнь, ослабевает ее контакт с внешним миром. По крайней мере, при достаточной заботе о ребенке так должно произойти. И мужчина, мир которого не успел измениться, становиться проводником, связывающим диаду с остальным миром. Наряду с этим, когда мать и ребенок сосредоточены друг на друге, отец (или кто-то третий, кто замещает отца в случае, когда родной отец ребенка недоступен) является внешней фигурой, призванной стать своеобразной оболочкой, которая охраняет и защищает на этом этапе довольно хрупкую семейную структуру от внешних воздействий. Любая женщина, какой бы сильной она не была, уже после зачатия ребенка становится уязвимой. Широко известно, что уже во время беременности у женщины меняется характер, привычки, интересы. И это происходит не только за счет гормональных перестроек, но и в силу попыток психологически адаптироваться к своему новому положению. Ее порой «несносные» требования иногда служат своеобразной проверкой: женщине, ощущающей возрастающую слабость, необходимо почувствовать, что она может что-то передоверить мужу, может на него положиться.
Часто женщиной, которая привыкла быть лидером и которая по каким-либо причинам не может признать, что нуждается в мужчине на этом этапе, движет стремление миновать период зависимости от него. Она предпочитает не брать декретного отпуска, продолжает профессиональную деятельность, поддерживает широкие социальные контакты. В результате опыт материнства оказывается скомкан, ребенок лишен физических и эмоциональных связей с матерью, что, безусловно, накладывает отпечаток на его характер, личностные особенности, восприятие окружающего мира. Дети, лишенные эмоциональной связи с матерью на ранних этапах своего развития, больше подвержены болезням, депрессиям, агрессивным вспышкам, не говоря уже о том, что сами, становясь родителями, они испытывают трудности во взаимодействии со своим ребенком.
Таким образом, роль отца, становящегося своеобразным гарантом того, что семейная структура продолжит свое социальное развитие, тогда как женская половина занята заботой о младенце, заключается еще и в том, чтобы поддерживать стабильность этой структуры, подвергающейся постоянному изменению по мере развития отпрыска. Если представить себе, что семья – это корабль, который плыл в заданном направлении до появления прибавления, то отец семейства - принимает на себя не только капитанские функции, но еще лоцманские и диспетчерские, продолжая держать курс, несмотря на бури и штормы, которых будет на этом пути предостаточно.
Самым важным является признание для семьи того, что она представляет собой некую целостность, единство, в котором каждый выполняется свои функции, и при этом может положиться на другого. Мать сосредоточена на чувствах и нуждах младенца, ее задача понять, что он испытывает, выдержать негативные чувства, наделить их смыслом; она как точный радар – улавливает и перерабатывает. Отец, в меньшей степени озабоченный чувствами ребенка, призван реагировать на изменения внешней среды и смягчать ее воздействия на диаду.
И, наконец, главнейшая задача отца – предоставить ребенку возможность в нужный момент отделиться от матери. Развиваясь, получая всё большую самостоятельность в освоении окружающего мира, ребенок будет стремиться к преодолению зависимости от матери. Отец открывает ребенку социальный мир, транслируя ему его нормы и требования, систему моральных запретов и санкций в случае их нарушения. Как только ребенок становится чуть менее зависим от матери, он тут же нуждается в отце, который бы позволил ему пробовать свои силы. Матери же предстоит занять теперь наблюдательскую позицию, при этом, сохраняя за собой статус «утешительницы» в случаях неудачи и «восторженного зрителя», когда ребенку что-то удается.
По мере своего развития и в зависимости от тех задач, которые встают перед ребенком, он нуждается больше то в матери, то в отце. От рождения до двух лет ребенок сильно зависим от матери, примерно в два года и затем в пять лет ребенок, преодолевая эту зависимость, в большей степени нуждается в отцовской фигуре. В это время он предпочитает проводить время с отцом, знакомится с особенностями мужского, т.е. менее эмоционального и в большей степени силового стиля реагирования. Появляющаяся при этом агрессивность необходима для преодоления зависимости и адаптации к внешнему миру, где, как известно, выживает сильнейший. Отец олицетворяет для ребенка «взрослость», принадлежность, к которой он хочет ощутить. В это же время потомок усваивает особенности взаимодействия между мужчиной и женщиной, перенимает поведение, которое демонстрируют супруги по отношению друг к другу. Ребенок открывает для себя существование отношений между родителями, из коих он выключен. Когда эти отношения довольно благополучные, насыщены любовью, взаимным уважением и заботой, ребенок усваивает модель таких отношений, и в дальнейшем она становится образцом, регулирующим его собственное поведение. В семье, где мать демонстрирует женское поведение, а отец мужское, у ребенка больше шансов не быть разочарованным в своей половой принадлежности. В целом же, главной задачей каждого из родителей является создание у ребенка чувства того, что место, где он живет, является семьей, в которой его любят и ценят.