- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определенна; 3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: 1) агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; 2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заострение – подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; 5) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени активности различаются: 1) воображение активное; 2) воображение пассивное. Воображение не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего – в мечтании. У активного воображения есть два вида: 1) воображение воссоздающее; 2) воображение творческое. Воображение воссоздающее развертывается на основании описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Воображение пассивное характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Воображение пассивное может быть: 1) преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудреме, во сне. Воображение творческое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах человеческой деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1) объективная новизна – если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте людей; 2) субъективная новизна – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Последний вид воображения, а именно творческого воображения и будет освещен в данной статье.
Во время проведения нами различных исследований в области интегративных аспектов дыхательных практик на личность, мы заметили, что происходит повышение творческого потенциала. На основании этих замечаний было решено проверить экспериментально, насколько дыхательные практики влияют на творческое воображение. Для этого участникам тренинга по холотропному дыханию была предложена методика для выявления творческого потенциала до и после дыхательных практик.
Целью исследования здесь выступает оценка особенностей творческого воображения. Для осуществления данного исследования нам понадобились следующие материалы и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя словами, листы бумаги, ручка и секундомер.
Инструкция испытуемому: «Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них как можно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе. На работу Вам отводится 10 мин. Если все понятно, тогда начинаем!»
Для данного эксперимента нами были выбраны следующие слова
КЛЮЧ, СОЛНЦЕ, КНИГА – в начале эксперимента;
ОКОНЧАНИЕ, ВИНОГРАД, СЛОВО – в конце эксперимента.
Опираясь на знания о запоминании, сохранении информации и долговременной памяти мы изменили слова и в конце эксперимента предложили испытуемым отличный от первого вариант трех слов.
Обработка результатов.
Показателями творчества в данном исследовании являются:
- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 мин. предложения.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений:
6 баллов – свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности;
5 или 4 балла – проявление творчества среднее;
3 или 1 балл – низкий показатель творчества.
Группа испытуемых состояла из студентов 2-4 курсов, факультета психологии. Общее количество человек – 17. Из них 4 мужчины и 13 женщин. Тренинг по холотропному дыханию длился 6 дней по 3 часа (с 18.00 до 21.00) каждый день. Проходил он в г.Алматы, в январе 2008г. в рамках психологического интенсива университета «Кайнар».
Результаты.
После обработки первого варианта предложенных трех слов в начале эксперимента выяснилось, что только у одного участника группы развитое творческое воображение и оригинальность. Это составило 5,8% от 100% т.е. от общего количества участников в группе. Проявление средней степени творчества составило 63,8% от общего количества участников в группе. У 30,4% уровень творческого воображения соответствует низкому показателю.
Второй вариант был проведен на следующий день после окончания тренинга по холотропному дыханию. Мы сознательно провели второй эксперимент не сразу после процесса дыхания, а лишь на следующий день. Причиной этому послужило, во-первых: время окончания тренинга 21.00 в это время эффективность умственных способностей менее плодотворна, нежели днем; во-вторых: непосредственно сразу после дыхательных практик у участников нет большой мотивации для заполнения тестовых листов, в силу личных переживаний в процессе дыхания и эмоционального состояния, обусловленного окончанием тренинга. При подсчетах обнаружилось, что у семи испытуемых развитое творческое воображение и оригинальность, это составило 40,6% от общего количества группы; у других семи испытуемых (40,6%) – проявление средней степени творчества; у трех испытуемых уровень творческого воображения соответствует низкому показателю, что составило 18,8% от общего количества группы.
Следовательно, повышение уровня творческого воображения составляет 34,8%. За счет повышения этого уровня в группе с средней степенью творчества произошло понижение на 23,2%, т.к. из 11 испытуемых в первый раз 6 испытуемых повысили свой уровень творческого воображения. У одного испытуемого с высоким уровнем творческого воображения изменений не произошло и этот высокий уровень остался прежним. На 12% уменьшился низкий уровень творческого воображения, если на первом этапе этот уровень прослеживался у 5 испытуемых, то на втором этапе с низким уровнем творчества осталось 3 испытуемых.
Проведенное нами небольшое исследование говорит о возможности повышения творческого воображения путем метода холотропного дыхания. А также о возможности проведения новых методик, позволяющих более глубоко исследовать взаимосвязи дыхательных практик и выявлении интегративных аспектов для личности. В данном исследовании мы предприняли попытку отследить эффективность холотропного дыхания для повышения творческого воображения. Считаем, что проведение этой методики указывает на интегративный аспект личностных ресурсов каждого участника тренинга. В дальнейшем, мы планируем проводить и другие исследования, которые смогут подтвердить или опровергнуть данную работу.
Список литературы.
Издательство: Психология ХХI столетия / Под ред. Козлова В.В. – В 2 т. – Ярославль: МАПН, 2008. – Т. 2.