Зачем человек уходит в игру

main_img

Сложно сейчас встретить человека который никогда не играл, ну или хотя бы не слышал о компьютерных играх. Конечно с уверенностью заявить, что компьютерные игры это хорошо или плохо на самом деле сложно, но стоит выделить определенные моменты. Например, когда муж практически всё своё свободное время проводит играя в очередную игру, хорошего здесь конечно ничего нет, или когда подросток вместо того, чтобы заниматься чем то после школы, и это не обязательно учить уроки (например можно ходить гулять, или посещать какие-либо секции или мероприятия), все оставшееся время проводит в виртуальном мире, то это уже повод задуматься. Это такой тонкий намек, что реальный мир приносит какие-то страдания, вплоть до того, что находится в нем становится невыносимо.

Давайте попробуем понять, почему для некоторых людей виртуальный мир стал более привлекателен, чем реальный? Рассмотрим это с психоаналитической точки зрения.

Во первых, компьютерная игра это пространство, где можно проявить свое "всемогущество". На самом деле все мы когда-то в детстве мечтали об этом всемогуществе, быть такими "властелинами мира" , но в процессе взросления мы все же приняли тот факт, что наши способности ограничены, этот момент мы прогоревали, и пошли жить реальную жизнь. Но не у всех прошло все так гладко, фантазия о всемогуществе осталась где-то в нашем бессознательном, и нашла выход в компьютерной игре, где детское всемогущество можно воплощать, более того участвовать во всем этом, хоть и виртуально. Это одна из причин почему компьютерные игры так завораживают не только детей, но и взрослых. Потому что в них можно быть кем угодно и делать все что вздумается.

Второй момент, заключается в том, что при общении в реальной жизни, мы так или иначе выстраиваем какие-то отношения с внешними объектами - с друзьями, близкими или партнёрами. Но в реальной жизни, поддержка таких отношений требует вложения в них определенного ресурса, это время, какие-то уступки, какие-то компромиссы и все в этом роде, плюс ко всему внешний объект на самом деле непредсказуем - он может найти новых друзей, или как то обидеть нас, найти нового партнёра, и некоторых людей это может очень сильно пугать, а для некоторых даже мысли об этом вызывают огромную фрустрацию. Откуда берется фрустрация подобного рода? Скорее всего что-то подобное человек пережил в своем детстве, и это стало бессознательным опытом. А что в игре? А в игре все предсказуемо, ее можно сыграть заново, и в ней можно сохраниться - и тут виртуальный мир начинает выступать с неким преимуществом по отношению к реальному миру, в котором зачастую иногда одно случайное слово может негативно сказаться на взаимодействии.

Ещё один интересный момент. На самом деле играя в компьютерную игру, мы можем что-то достроить в себе - проходя какую нибудь интересную миссию (особенно если играть игры в стиле фэнтези) - и в некотором смысле это может разрешить наш какой-либо бессознательный конфликт. Конечно этот опыт не заменит опыта полученного при реальном взаимодействии, и он может быть весьма полезен, но этот опыт как тонкий лёд, при возникновении сложной ситуации он провалится. И такой опыт можно получить не только в компьютерных играх, его так же можно получить при чтении книг (неважно будут это книги фэнтези, классика, или психология) и просмотре фильмов. Да, эти моменты которые попали в наше восприятие могут закрыть какие-то дыры в нашей психике, сформировать некий новый опыт, и разрешить какие-то наши бессознательные конфликты, но этот опыт очень ветхий, и при столкновении со сложными жизненными ситуациями он развалится.

Так что компьютерная игра может приносить определенную пользу, давать новый опыт и впечатления, но если человек больше времени стал проводить в виртуальном мире, это уже повод задуматься, что стало настолько невыносимо в реальном мире.

Также на основании некоторых компьютерных игр, и сюжетов из фильмов, в психоаналитическом подходе можно найти много бессознательных конфликтов клиента, увидеть его травматичный опыт, и понять, какую свою недостающую часть он пытался достроить через игру. Так что в виртуальном мире достаточно хорошо может проявляться бессознательная часть психики.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ