- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
Рассматриваются новые перспективы в психологии и психотерапии по вопросам измененных состояний сознания через призму холотропного дыхания. Этот метод является наиболее интегративным в освоении внутреннего, глубинного мира человека, путешествия внутрь себя и эволюции самосознания. Освещены эмпирические и трансцендентные возможности метода холотропного дыхания.
Ключевые слова: трансперсональная психология, холотропная терапия, измененные состояния сознания, перинатальные переживания, интеграция.
Трансперсональная психология (т.е. психология за пределами личности) – появившееся в 60-е годы направление в психологии, которое изучает измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф – чехословацкий, позже американский психолог. Согласно исследованиям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененных состояниях сознания ( что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, былые целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ, восточные философские системы и психологические учения с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира. В трансперсональной психологии используется понятие «коллективное бессознательное» (архетипы). Главной отличительной чертой трансперсонального подхода С. Гроф считает модель человеческой души, в которой признается «значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».
С.Гроф разработал метод холотропного дыхания после изучения измененных состояний сознания, ЛСД-терапии и их интегративного воздействия на человека.
Станислав Гроф – чешско-американский врач и ученый, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии XX века, заложивший основы психологии будущего. Родился в Праге, 1 июля 1931г. С 1956 по 1967г. С. Гроф – практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает психоанализ. В 1959 году удостаивается премии Кюффнера – национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. С 1961 года он возглавляет в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. Им было сделано заключение, что прием наркотиков служит мощным катализатором для работы с различными символами, проводимой среди невротических, депрессивных, психотических больных. Центральным моментом этого процесса, названного психологическим исцелением, является переживание в состоянии наркотического опьянения опыта смерти, возрождения, космического единства, архетипических образов. В дальнейшем Гроф использовал и другие техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и возрождением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к «энергисм», происходит достижение человеком психологической целостности. В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 год С. Гроф живет и работает в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания – уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста. Гроф является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации, долгое время являлся ее президентом. В 1993г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии. В настоящее время С. Гроф – профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Автор и соавтор более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков. Можно выделить девять областей современной науки и практики, в понимание и развитие которых Гроф сделал заметный вклад:
Метод холотропного дыхания предельно прост: за счет глубокого частого дыхания наступает эффект гипервентиляции – в крови значительно понижается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно тоже происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщенна кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. Наступает торможение коры головного мозга и активизируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания.
Переживания, происходящие во время дыхания, нельзя полностью систематизировать и подвести под общие шаблоны, так как, каждая личность – индивидуальна и «пришла» в этот мир при своих собственных обстоятельствах, которые не подлежат системности. Холотропная терапия, прежде всего признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. Это изменяет динамическое равновесие, поддерживающее те или иные симптомы, преобразует их в поток необычного опыта и растворяет в этом процессе. Важно, чтобы терапевт поддерживал то, что разворачивается в ходе сеанса, даже если он не понимает этого в данный момент. Возможны мощные трансформирующие переживания, вообще не имеющие никакого специфического содержания. Они состоят из ряда интенсивных всплесков эмоций или физических напряжений и последующих глубоких расслаблений или успокоений. Часто прозрения или специфическое содержание проявляется позже, иногда даже на следующих сеансах. В некоторых случаях разрешение происходит на биографическом уровне, в других включается перинатальный материал или различные трансперсональные темы. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, вообще не поддающимися рациональному постижению./7,8/
Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» (от греч.: «holos» - целое и «trepein» - движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства психологической природы./9/
Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни – семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, - а может охватить одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствует масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающий кризис может представлять собой определенную опасность для человека, но также создает и значительные новые возможности.
Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. Следовательно, этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии.
Основная цель эмпирических (то есть основанных на собственном опыте пациента) техник состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительной практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения.
Для психологии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода роботе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопоталогии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы./10,11,12,13,14,15/
Список литературы
Бұл мақалада психологиядағы холотроптық тыныс алудың призмасы арқылы сананың өзгерген жағдайына байланысты сұрақтар бойынша жаңа мәселелер қарастырылған. Осы әдіс адамның ішкі терең өмірін игеруде ең интеграциялық болып табылады, әрі адам өзінің ішкі дүниесіне саяхат жасауына тоқталып, сананың эволюциясына холотроптық тыныс алу әдісінің эмпирикалық, әрі трансценденттік мүмкіндіктерін қамтыған.
Thise text about new lessons in the potential of nonordinary stats of consciousness after studing the transpersonal psychology and the holotropic breath. Thise method is very imortant in a search for the self and consciousness evolution. There are a lot of the healing potential of the nonordinary stats of consciousness .
Издательство: Казахская философия: история онтологических воззрений. Материалы международной научной конференции 19-21 октября 2006г. Часть I I. Университет «Кайнар», Алматы, 2006