- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Все мы в детстве читали или слушали сказки.
У каждой из нас была любимая героиня.
Удивительно, но в жизни мы можем проигрывать похожие роли. В отношениях с партнером женщина, как сказочная героиня, движется по некоторому сценарию, который берет свое начало в детстве и связан с фигурой отца. Давайте познакомимся с этими сценариями.
В детстве девочка была в роли исполнителя: чётко подчинялась правилам. Хвалили и принимали ее, только когда она была «Молодец». То есть девочку оценивали только по результатам ее деятельности, и ребёнок понимал, что если никак не проявляться, ничего не делать - ты не будешь замечен, тебе не дадут любви, похвалы и никто не примет.
Это девочки из семей, в которых границы были достаточно жёсткие, правила категоричные. Если их не соблюдать, будет какое-то наказание. Один из родителей был доминантный, он устанавливал правила, по которым вся семья жила.
Самоценность у Золушки условная, обусловленная какими-то результатами, определённым уровнем выполнения задач. То есть «я ценная тогда, когда есть какое-то условие» - эта установка закрепляется.
Как правило у Золушек нет контакта с отцом, их отношения очень формальные или очень регламентированы. Чаще всего там будет доминантная мама, которая «поглотила» папу и выставила жёсткие требования.
Золушки - это женщины, которые всегда стараются помочь, поддержать, сделать что-то приятное для другого. Тем самым они заслуживают внимание и любовь. Они не могут проявлять инициативу, сделать собственный выбор - они все время сканируют, что хотят другие. Золушки, как правило, не могут выбирать мужчин - они соглашаются быть с мужчинами, которые выбрали их.
Золушка не чувствует себя достойной, устойчивой в отношениях, не чувствует себя безопасно, так как её в детстве могли приблизить и резко отдалить. Поэтому присутствует повышенная тревожность. Они, как правило, не отстаивают и не понимают своих личных границ, они не знают, как с ними можно, а как нельзя.
В детстве девочка росла в семье, где был полностью отсутствующий отец. Это могут быть отцы с зависимостью. Это может быть потому, что он очень много работал, уезжал в командировки.
Причём есть особенность: как правило, контакт с папой очень хороший, тёплый - но он обрывающийся.
Такие девочки, как правило, проламывают в детстве границы папы, чтобы обратить его внимание на себя, захватить его целиком. Они часто думают, что этот контакт зависел только от них, как будто он односторонний, не принимается в расчет активная позиция отца.
Как правило, у этих девочек папа хорошо относился к дочке и у них есть ощущение собственной ценности. Но из-за того, что папа был фрагментарный, а контакты редкими, у них терялось чувство стабильности, появилась бессознательная готовность к тому, что это закончится: я не смогу это удержать, как бы я ни старалась, всё равно все рухнет. Появляется повышенная тревожность.
Героические женщины переносят этого взрослую жизнь с мужчинами: если я активная – всё есть, если я немного отхожу назад - партнер ничего не будет делать для наших отношений. Тогда они будут сверхтревожными, будут перепроверять, не доверять мужчинам. Часто им встречаются партнеры, которые подогревают их тревожность, мужчины могут флиртовать, изменять. И каждый раз героическая женщина будет проживать потерю любимого человека.
Они имеют хорошее представление о своих границах, но чужие границы будут продавливать, чтобы на них обращали внимание. Женщины привыкают к этой форме взаимодействий. Появляется идея: привязать партнера к себе любой ценой, чтобы он от меня никуда не делся. Поэтому эти женщины - героические. Кажется, они готовы сделать всё, чтобы эту любовь удержать.
Варианты развития этого сценария во взрослой жизни:
В детстве мама воспринималась девочкой выше, чем папа, то есть женщина уже обладала большей силой, чем мужчина. С раннего детства ребенку транслировали, что у неё должно быть всё самое лучшее: игрушки, подружки, одежда. Также присутствовало гипертрофированное восхищение отца, то есть именно с папой девочка ощущала себя принцессой: «ты мое солнышко, моё золотце, самая лучшая».
Если папа не проявлял восхищения, девочка могла объединиться с женщинами своего рода и чувствовала свое всемогущество над мужчинами. «Ты мной не восхищаешься, значит, мы тебя будем подавлять, потому что мы сильнее и мощнее». Когда с папой не было контакта, он оценивался как источник чего-либо. Например: из-за обид на папу мама могла относиться к нему как к источнику финансов и как к помощнику в социальных вопросах. Дочка тоже может попасть в этот сценарий. Тогда она останется под влиянием матери и начнет требовать от отца материального.
Принцессы - это женщины, у которых много поклонников, которые за неё как-то сражаются. Даже если она определяется с выбором, может часто говорить мужчине «сделаешь что-то не так, я от тебя уйду», может его критиковать «ты не так делаешь, у меня был молодой человек - он лучше тебя». Как правило, партнёр не выдерживает и уходит, либо смиряется с ролью неудачника, ничего не пытается сделать.
Другая разновидность сценарного сценария «принцесса в башне».
Это женщина, которая не вступает в контакт с простыми смертными, её нужно добиваться. Очень сложно доказать ей, что мужчина может претендовать на отношения. Она физически и эмоционально очень недоступна. На мужчин смотрит свысока.
Все принцессы, как правило, успешно реализуются в обществе, карьеристки, очень круто выглядят. Но они одиноки, потому что нет достойного их мужчины. Они могут пойти по пути «я живу для себя". А могут выйти замуж за «недостойного» мужчину и съедать его за время брака из-за недовольства.
Девочки, которые когда-то были в полной семье, но была утрачена связь между папой и мамой. Папа мог уйти к другой женщине, и дочка потеряла связь с ним в этот момент. Развитию этого сценария будет способствовать чрезмерная близость с папой, когда существует некое вытеснение мамы из отношений. Тут, с одной стороны, будет чувство вины: как будто папа любит меня больше, с другой – гордость за себя, что папа выбирает меня, я лучше. Если там есть мачеха, там будет конкуренция за любовь своего отца. Как следствие у девочки усложняется отношения с женским полом, так как она всех начинает воспринимать как конкуренток. Она стремится быть лучше, красивее, сильнее.
Девочки могут застревать в том возрасте, когда терялась связь с папой, возникало чувство вины перед мамой, либо когда папа ушел к другой женщине. Чаще всего во взрослой жизни будет идеализация отца и обесценивание всех остальных мужчин. Спящей красавице сложно принять партнёра, потому что есть грандиозный папа. Она вообще не понимает, как выбирать мужчин, так как папу она не выбирала. У девушки может быть много мужчин, но определиться, кто ей нужен, будет сложно - все по сравнению с папой не те. Спящие красавицы часто могут влюбляться в придуманный образ, в кумиров, виртуальных мужчин.
Узнали свой сценарий?
Важно, что любой сценарий не приговор, его можно менять при желании через работу с психологом. Удачи вам в этом!