- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Проблема идентичности – центральная проблема в истории человечества.
Со временем представления о ней менялись, менялась и сама идентичность человека.
Современный взгляд на эту проблему отражен в статье Зигмунта Баумана «От паломника к туристу».
Если во времена модерна проблема идентичности заключалась в том, чтобы
ее отыскать и сохранить, то в современном мире появилась противоположная
проблема – как не фиксироваться и не останавливаться на приобретенной
идентичности.
Темп нашей жизни невероятно ускорился, а с ним ускорились и изменения основ личности современного человека. Сегодняшние ценности диктуются не традициями и сформированными представлениями наших предков, а модой, престижем, материальным благополучием.
Люди все реже задаются вопросом: Кто есть я?
Их больше интересует вопрос: Каким мне надо быть, чтобы иметь успех в современном обществе?
Все чаще люди следуют не своему предназначению, которое заложено в них природой, а стараются шаблонно воспроизвести жизни уже достигших материального благополучия людей. В погоне за ними они теряют свою идентичность и уникальность и становятся еще одной более или менее удачной копией чьей-то внешне успешной жизни.
Печаль сегодняшнего времени заключается в том, что материальное благополучие, на которое так ориентирован современный человек, не зависит линейно от количества прилагаемого труда и усилий. Сегодня все больше безграмотных и малообразованных людей добиваются
успехов и становятся личностями, влияющими на массы.
Зигмунт Бауман, отражая дух сегодняшнего времени, выделяет 4 типа личности современного человека:
Каждая из них раскрывает разные характерные для человека Нового времени черты, но все они объединены между собой своим неприятием ко всякого рода привязанности и принадлежности к этому миру.
Тип личности, который был характерен для модерна,
Бауман отождествляет с фигурой Паломника.
Паломник искал смысл своей жизни, и в этом было строительство его идентичности. Его жизненный путь не ограничивался только настоящим. У этого пути было прошлое и будущее. А настоящее воспринималось лишь чем-то временным, определенным этапом на линейном отрезке времени, на котором человек свою внешнюю жизнь подчинял внутренним духовным правилам, нормам морали, которые были выстроены его предками. И правильное проживание этого отрезка жизненного пути, строительство своей идентичности давало человеку уверенность в счастье в будущем, душевной гармонии и выполнении своего предназначения.
Такой подход постепенно изжил себя с приходом в нашу жизнь многочисленных изменений в технологическом, экономическом, культурном и множестве других аспектов. Сегодня люди живут одним днем. Они не строят долгосрочных планов, потому что этот мир стал быстроменяющимся и вчерашние цели и планы сегодня могут быть уже совершенно не актуальными. Сегодня миром правит все внешнее, на внутреннее либо нет времени, либо у человека не хватает развития, чтобы его это в принципе могло волновать.
Люди не строят близких отношений, потому что это затратно по времени и потому что для этого необходима работа душой, которая под влиянием яркости, изобилия и разнообразия сегодняшних предметов потребления зачерствела. Ведь для души нужна духовная пища, и внутренний голос совести сложно услышать на сытый желудок. Отсюда и берутся со временные типы личности, которые описал Бауман в своей статье.
Одним из ярких типажей сегодняшнего времени Бауман называет Туриста. Основные его черты вроде бы вступают в противоречие, но, с другой стороны, они взаимообуславливают друг друга.
Турист – это образ человека, который пресытился окружающей его жизнью и находится в погоне за новизной чувств, хочет найти то, что могло бы взбудоражить его и принести новых эмоций, которые он уже не может получить от привычной ему жизни. Из-за стремительности и изменчивости современного мира он утратил свою внутреннюю чувствительность, а внешняя чувствительность стала напрямую зависеть от новой порции внешних раздражителей.
Но при всем этом турист не выбирает нетронутые уголки мира, где можно восполнить свою внутреннюю энергию. Несмотря на то, что он находится в постоянном поиске чего-то нового и экзотичного, турист предъявляет требования комфорта и удобства к своим путешествиям.
Этот тип личности отражает такие тенденции постмодернистского общества, как поверхностность, фрагментарность, неглубокость и легковесность.
Еще одним ярким типажом сегодняшнего времени, который выделяет Бауман, является Фланер – это человек гуляка.
Человек, который как бы прогуливается по своей жизни, не погружаясь в нее глубоко. Он находится в толпе, но не принадлежит ей, оставаясь незнакомцем и не раскрывая своей души (а есть ли она?) присутствующим физически рядом с ним людям.
Основная черта такого типа личности – безликость и мимолетность. Фланер сливается с толпой таких же, как он, людей. Он живёт и восполняет свою энергию за счёт потребления всего внешнего, не испытывая внутренней потребности поиска чего-то истинного и не мимолетного.
На улицах современных мегаполисов можно встретить таких фланеров, которые идут с наушниками в ушах, не оглядываясь, даже когда переходят дорогу. В основном такие люди чаще встречаются среди молодежи. В силу своей молодости люди по определению находятся под угрозой растрачивания себя и утраты своей идентичности.
Они как физическая оболочка присутствуют в этом мире, но внутренне они пусты, и их не терзают вопросы о смысле жизни.
Еще один типаж современности по классификации Баумана вобрал в себя такие черты, как азартность, безжалостность, черствость. Для Игрока весь мир - это игра, а значит, они могут играть и чужими судьбами, не испытывая угрызений совести. Ведь главная цель игры
– это победа, и не важно, какой ценой.
Сегодня очень тяжело иметь друзей, потому что можно быть до конца уверенным в том, что перед тобою именно друг, только прожив с человеком разные ситуации, которые проявят его как человека. Как много сегодня людей, которые играют роли, меняют маски, преследуя свои личные цели.
Играя, люди зачастую забывают, кто они есть на самом деле, что так же как, и в описанных выше типажах личности, приводит к потере собственной идентичности.
Еще одним типом личности Нового времени, о котором пишет Бауман,
является Бродяга. Бродяга – это человек без определенного места жительства, не привязанный к дому, скитающийся по этому миру.
Он выжжен изнутри, потому что его мир заполнился лишь удовлетворением базовых
жизненных потребностей. Для него существует только сегодняшний день, нет планов на будущее. Целью его жизни является выживание, а не сама жизнь. У него нет моральных ориентиров по жизни, он движим только животными инстинктами. Всю свою энергию он тратит на их удовлетворение.
Такой образ жизни определенно приводит к утрате идентичности.
Человек не помнит, кто он такой и кем были его предки.
Таким образом, представленные 4 типа личности современного человека объединяет то, что все они так или иначе бегут от общества, от связей с людьми, от ответственности. Каждый из этих типов по-своему совершает это бегство, но каждый из них так или иначе утрачивает свою идентичность.
Подводя итог в рассуждениях об идентичности современного человека, можно предположить, что в ближайшем будущем эта проблема только обострится, потому что для этого есть много предпосылок, главная из которых - компьютеризация всех сфер человеческой жизни. Машины все больше заменяют людей, вытесняя реальные человеческие отношения и оставляя внутренние духовные ценности за бортом истории.
Развитие новых технологий набрало такую скорость, что, даже понимая все издержки этого процесса, современное общество не в силах его приостановить и платит за технический прогресс потерей ощутимой доли идентичности современного человека.