- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Кардинальные изменения в жизни (а переезд в другую страну бесспорно к ним относится) нередко вызывают внутренний саботаж, словно ребенок внутри топает ногами и вопит «не хочу – не буду, хочу всё, как раньше».
Причем это часто происходит и в случаях сознательного выбора, когда человек долго готовился к эмиграции, а уж тем более, если отъезд оказался внезапным, незапланированным, стремительным.
В эмиграции очень остро ощущаются две разнонаправленные естественные движущие силы:
При смене страны проживания человек может чувствовать, что его идентичность подвергается атаке, слишком много изменений на единицу времени, уровень новизны зашкаливает, многие ранее автоматические действия требуют осмысления и постоянно включенного внимания, а это, согласитесь, изматывает и истощает.
Наша психика не готова растрачивать себя до последней капли и активно сопротивляется всему, что выводит нас из состояния равновесия. Поэтому так часто активизируются защитные, «центростремительные» силы, которые поддерживают психический гомеостаз:
«Я сделаю вид, что ничего снаружи не изменилось и что ничего во мне не изменилось».
На практике мы можем заметить за собой, как легко мы обрабатываем и структурируем новый опыт теми же способами, что и ранее полученный опыт, в других обстоятельствах и в другое время.
В качестве самого простого бытового примера:
когда нам нужно что-то узнать у незнакомых людей на иностранном языке и эту ситуацию мы воспринимаем как неловкую, а себя – уязвимыми, очень легко автоматически поместить этот эпизод в список наших «школьных провалов», «трудного экзамена» и прочих ситуаций, в которых нас оценивали. Хотя в новых обстоятельствах речь не об оценке, а исключительно о получении информации доступным способом.
Говоря о кризисе эмигранта, я рассматриваю стремление не меняться или парадоксальную «активную пассивность» как психологический защитный механизм (далее - защиту), то есть способ совладания с неопределенностью, с угрозой идентичности человека. С точки зрения быстрой адаптации к новой среде этот защитный механизм выглядит как будто контр-интуитивным, неэффективным , а по-простому – вредным.
Например,
человек прокрастинирует, не делает то, что «полезно» и нужно, либо не пытается интегрироваться в новое общество, либо отрицает необходимость искать новые пути и способы устроить свою жизнь. Вариаций масса, и при этом он тратит свою психическую энергию на борьбу с когнитивным диссонансом («наверное, надо бы сделать то-то, но я не хочу/не буду»).
Но защиты же для чего-то нам даны?
Прежде, чем с чем-то бороться, не помешает посмотреть на функцию этого «чего-то»: что это за зверь такой, и с чем его едят. Известный клинический психолог Ричард Эрскин выделят следующие функции психологических защит:
«Наши защиты позволяют нам чувствовать, фактически сохранять контроль, и с этим контролем появляется возможность поддерживать согласованную, предсказуемую идентичность в согласованном и предсказуемом мире»
/ Р.Эрскин, Д. Морсунд, Р. Траутманн, За пределами эмпатии. Терапия контакта-в-отношениях.
Если оперировать образами, то можно представить психологические защиты в виде дамбы или плотины, которые регулируют поток эмоций, желаний, фрустраций, не позволяя аффектам превратить нашу психику в хаос . Иными словами - предотвращают затопление эмоциями, чтобы мы имели возможность продолжать функционировать в самых неожиданных для нас обстоятельствах.
Итак, какую практическую пользу можно вынести из всего этого, если вы обнаружили себя пусть временным, но эмигрантом (или релокантом, синоним можно подставить).
И в завершение хотела бы подчеркнуть, что «производить изменения» не означает избавляться от психологических защит. Вместо борьбы против защит кажется более целесообразным добавлять новые вариации в свой поведенческий репертуар, расширять его, чтобы иметь более широкий выбор из разных стратегий поведения.