- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Многие психологи, например, Лев Выготский, считали и считают, что игра выполняет очень важную роль в формировании у ребенка его умственных и коммуникативных способностей, а также способствует развитию различных навыков, необходимых для его социализации.
Нидерландский философ Йоган Хейзинга считал, что подверженность и пристрастие человека игре существенным образом повлияло на формирование всех форм взаимоотношений между людьми, а игровые моменты лежат в основе всей нашей культуры.
Вовлеченность в игру дает возможность человеку быстро и легко производить мобилизацию своих внутренних ресурсов. И можно сказать, что социальный азарт является тем психическим механизмом, который «приводит нас в движение», дает нам силы и энергию наряду с любопытством, влечением и заряженностью идеей.
Тут стоит отметить, что энергия игры может идти как на пользу человеку, принося ему возможность разрядки и снятия напряженности, так и формировать в нем различные формы игрой зависимости. Игровая динамика может приводить к увеличению продуктивности человека и вселять в него энергию и силы, но может и лишать его этих сил. Подверженность деструктивным психологическим играм часто рушит отношения между людьми или превращает их во взаимное истязание партнеров друг над другом.
У меня уже было несколько статей, в которых обсуждались психологические и социальные механизмы, которые привносят в душу человека энергию или высвобождают эту энергию из его психики, где она может находиться в подавленном или закрепощенном виде. В частности я обсуждал логику и механику социального азарта, который заставляет людей делать карьеру, добиваться каких-то социальных успехов, оказываться в рядах лучших, а желательно – впереди всех.
Некоторые говорят, что в основе социального азарта лежит что-то от природного инстинкта – стать первым в стае, захватить себе место под солнцем. Игровой азарт также привносит в жизнь и активность человека много энергии, но эта энергия несколько иного типа.
Наверное, легче всего заметить энергию и силу игры, наблюдая за детьми. Ребенок может выглядеть измотанным и уставшим, но, как только появляется возможность погрузиться в стихию игры, возникает ощущение, что в него как бы вставили новые батарейки. Многие замечали, что увлеченность игрой иногда делает детей неутомимыми, кажется, что они могут играть вечно.
Но и взрослые также могут быть сильно увлечены игрой, и в тех случаях, когда игра проникает в рабочий процесс, человек может «работать играючи» - получать удовольствие от той активности, которой занят, и она как бы увлекает его свой своей логикой и своей динамикой.
Порой в ходе игры человек может позволить себе испытывать те эмоции и чувства, которые для него недопустимы в обычной жизни. Так, например, в ходе игры дети часто изображают каких-то героев, которые с яростью и гневом набрасываются на своих врагов. Они могут также изображать панический страх, прячась в углу от воображаемого чудовища. В какой-то мере эти сильные эмоции как бы превращаются в «игрушки» детских игр.
В играх взрослых тоже бывают часто задействованы сильные эмоции, и так же, как дети, взрослые далеко не всегда осознают, что они играют. Иногда игры как бы захватывают людей, вовлекают в свою динамику помимо их воли. Так мы можем видеть двух супругов, которые «перекидывают» друг на друга чувство вины или соревнуются друг с другом, кто из них имеет больше оснований для возмущения и праведного гнева.
В свое время Эрик Берн показал, как «плохие психологические игры» могут в течение длительного времени удерживать в своем плену, казалось бы, вполне взрослых и вменяемых людей.
Семейные психологи часто сталкиваются с тем, что уже давно не питающие друг к другу каких-то теплых чувств и даже ненавидящие друг друга люди могут проживать годами и десятилетиями вместе по причине того, что их связали друг с другом общие игры.
Супруги могут каждый вечер, а то и все время, пока находятся радом, доказывать друг другу, кто из них кому сломал жизнь, кто в чем был виноват, кто является большим подлецом и неудачником. Или же один из супругов играет роль жертвы, навязывая другому роль обидчика, бессердечного человека и предателя. Семейные скандалы часто перерастают в форму бесконечных надрывных состязаний в том, кто кому сильнее ударит по больным местам и точнее топнет по любимым мозолям.
Самое страшное – это то, что в деструктивных психологических играх происходит очень сильный выплеск душевной энергии, но только эта энергия идет не на созидание или релаксацию, а на раздувание «эмоциональных пузырей», которые в какой-то момент с неизбежностью разрываются под напором вдуваемых в них энергии и чувств. И итоге эмоциональное перенапряжение чередуется с эмоциональным и энергетическим опустошением.
Энергия игры может дарить человеку силы, а может и наоборот – выжигать в нем все живое.
Можно сказать, что деструктивные семейные игры и игры в отношениях – это частный случай игровой зависимости. Кто-то может попадать в зависимость от компьютерных или азартных игр, другие попадают в зависимость от скандалов и от эмоционально заряженных коммуникативных поединков с партнером.
В детстве игра в том или ином виде доступна любому ребенку, и он может получать от игры какую-то энергию и силы. Ребенок может за счет игры избавляться от каких-то страхов, снимать внутреннее напряжение, и, как уже говорилось, играя, он развивает в себе какие-то навыки, активизирует способности. Это справедливо как для бойких и подвижных детей, так и для медлительных, погруженных в свой внутренний мир. Просто замкнутые дети больше играют в своих мечтах и воображаемой реальности, чем в реальной жизни.
Став взрослыми, люди часто теряют способность играть, им становится трудно включиться в какую-то игровую динамику. Вследствие этого они теряют один из способов получения психической энергии, а также возможность снимать в процессе игры внутреннее напряжение, теряют свою спонтанность и внутреннюю мобильность. Многие говорят, что с возрастом теряют свое любопытство и интерес, теряют свою азартность и утрачивают амбиции.
Способность «жить легко и играючи» часто пропадает при столкновении с суровой действительностью, пребывании длительное время в стрессовой обстановке или вследствие столкновения с какими-то травмирующими ситуациями. Убивают способность играть разочарования в людях или же в своих собственных увлечениях и убеждениях.
Утратив навыки и способности включаться в игру,
люди теряют возможность мечтать, проигрывать в уме какие-то позитивные сюжеты и возможные сценарии свой жизни.
Работа психолога часто ведется в двух противоположных направлениях:
Наверное, одним из первых психологов, использующий игру и игровые импровизации в психотерапевтических целях, был Якоб Морено. Можно сказать, что, вовлекая людей в импровизированные розыгрыши значимых для них жизненных ситуаций, он возвращал им способность играть и быть спонтанным.
Отдельные фрагменты психодрамы и психодраматические техники психологи используют не только в групповой работе, но и в ходе индивидуальных сессий. Обычно при этом внимание в большей степени бывает направлено на помощь человеку в осознании и выражении своих чувств. Но стоит отметить, что приток энергии в душу человека приходит не только вследствие высвобождения подавленных эмоций, но и от самого факта включения в игру.
Например, разыгрывая при помощи психолога воображаемые диалоги с кем-то из значимых для себя людей, человек оказывается способен осознать то, что ранее по разным причинам не мог. И в то же время разыгрывание этих диалогов со сменой ролей и вживанием в ситуацию воображаемого собеседника с неизбежностью оживляет в человеке память о вовлеченности в игру и саму способность играть.
Одним из показателей того, что человек начинает выходить из тяжелых психических состояний и избавляться от сковывающих его душу проблем, является то, что к нему приходит возможность получать некоторую радость и удовлетворение от разбора значимых для него жизненных ситуаций. Когда человеку больно и страшно, то ему не до игры, но проблема в том, что как раз в таких состояниях в его душе бесконечно проигрываются какие-то изнуряющие драмы.
Вывод этой драмы вовне в ходе коммуникации с психологом и проигрывание ее в ходе сессий позволяет человеку стать как бы режиссером своих драм. Сначала он разыгрывает их в том виде, в какой они запали в его душу, но постепенно у него появляется возможность что-то менять и исправлять в их исполнении.