Игры, в которые играют… дети

main_img

Моя работа с детьми в качестве психолога в детском лагере дала много интересных наблюдений о природе деструктивных игр, в которые играют дети. И отсылка к Э.Берну в названии темы неслучайна. Я считаю, в детской среде это особенно актуально - ведь дети играют, это естественно для них, они буквально живут через игру. Не обязательно быть специалистом, чтобы это понимать.

Детские игры - это не только про прятки и салочки, это и подражание взрослым, сюжетно-ролевые игры, де ребенок представляет себя в роли супермена, Золушки или, что сейчас более актуально, в роли ведущего блога, мамы, папы и так далее.

Игра переходит в обычное бытовое поведение/общение, и наоборот. Ребенок переносит игровые модели в жизнь - или превращает жизненные ситуации в игру. Вот он драматизирует по поводу отказа мамы в том, чтобы посидеть в телефоне, а вот он играет на маминых нервах. И везде - азарт, интерес, интрига, увлеченность - присущие игре.

Как мы понимаем, один и тот же эффект можно получить как от хорошей, полезной, удобной, безопасной игры, так и от игры деструктивной.

С.Карпман советует искать «монеты», чтобы понять деструктивную сущность игры, скрытые выгоды типа получения внимания, права побыть обиженным, оправдать себя. В детском варианте эти монеты тоже есть, есть скрытые выгоды. Но к ним, по моим наблюдениям, добавляется особая монета - собственно, игровая.

Детей увлекает сам процесс деструктивной игры.
Некоторые особенности, актуальные потребности возраста усиливают эффект и желание играть в нее снова и снова. Неразвитая способность предвидеть результат своих действий, особенности эмоциональной сферы ребенка могут помешать ему разглядеть опасность: потенциальная жертва буллинга, например, поначалу охотно, как летящий на свечу мотылек, позволяет втянуть себя в деструктивные связи.

Хочу привести несколько игр, которые наблюдала в детской среде. Пока без классификации, может быть, что-то будет повторяться или напоминать классические «треугольники» и виды игр по Берну. Однако вся прелесть и весь смысл моего послания - что на этапе детства деструктив можно быстрее и эффективнее заменить на конструктив. Именно благодаря этой «игровой монете». Особенно, если взрослые «монеты» (по Карпману) еще только в процессе формирования. Хотя, если ребенок уже распробовал пользу игры для своих скрытых выгод, то будет сложнее. И опять же бывает, что игровая монета может и их пересилить.

1. Милитари-игры

Кто-то в роли силовика (полицейского), кто-то в роли преступника. Тут долго не надо думать, вспоминаем стэнфордский эксперимент Ф.Зимбардо, там быстро началось насилие. А у нас дети, даже не взрослые, эта сюжетно-ролевая игра молниеносно развивается, жертве быстро становится не прикольно. Сюжет игры может переползти в жизнь и отношения, закрепляются стереотипы, может развиться травля.

Хотя поначалу всем было весело: полицейские гонялись за преступниками или проигрывали сцену задержания. Дети (причем обе команды) могут увещевать взрослых, что им эта игра нравится, не трогайте нас, мы все довольны. Но по итогу, если отпустить ситуацию, да если еще и потенциальный агрессор или жертва оказались в нужной роли - получите очень болезненный для жертвы исход,и опасность травли в группе.

Я пока не могу уверенно утверждать, полезно это или вредно, до какой степени полезно/вредно, когда остановить. Ведь вроде как на ошибках тоже учатся, негативный опыт нужен в меру. Я в целом за то, чтобы ребенок столкнулся с реальностью, набил шишки, но только если он к этому готов мало-мальски.

Да, наверное, до определенного момента лучше не вмешиваться, но быть рядом, не допустить систематичности, провести дискуссию, рефлексию, оценить с детьми эту игру с разных точек зрения. В любом случае лучше помнить о том, к чему она может привести, если не обратить на нее внимание.

Для сравнения: ребенок очень сильно хочет потрогать огонь - ок, пусть трогает, вы знаете, что он одернет руку очень быстро и больше не захочет, отделается легким испугом. Но специально лить на него кипяток - это точно дичь. Так и в случае с такими играми: один раз попробовали, обсудили, пришли к нужным выводам, заменили на игру такой же степени увлекательности, но не опасную.

2. «Ой, это он так проявляет ко мне внимание»

Игра, в которую играют младшие подростки: у них появляется интерес к противоположному полу, но либо в силу неразвитых мягких навыков, либо в силу моделей поведения из семьи и школы они пока не могут этот интерес проявить экологично.

Поначалу, как водится, прикольно: кто-то кого-то дергает за косички, что-то отнимает, обзывает, все это сопровождается хихиканьем и заигрыванием, но рано или поздно кто-то не рассчитывает силу или портит не ту вещь. И тут трудно разобрать, кто виноват - всем сначала прикольно, а по результату не очень. Начало этого сюжета девочки обычно рассказывают с улыбкой и задором, а конец - уже без.

И опять же поначалу все довольны: «это мы так играем» - говорят как те, кто дергает и обзывает, так и те, кого дергают и обзывают. Ну или последние могут изобразить недотрогу, типа «уйди, противный», но почему-то сами не уходят, в общем, каким-то чудесным образом опять оказываются рядом.

3. «Примите меня в вашу стаю любой ценой»

На более младшего или изгоя обратили внимание, приняли в компанию, но в качестве «шута», мальчика для битья. Сначала он рад, что его приняли, и отрицает, что ему обидно. А потом становится обидно. Обычно это кликухи, обидные поручения.

4 «Импостер»

Кто-то над кем-то злобно шутит, или кто-то кем-то объявляется Импостером (типа неправильный, нехороший человек, редиска - ну кто-то должен быть в этой игре редиской, и все тут. Прозвища могут быть разные).

Всем прикольно, что, во-первых, не за ними пока это прозвище/роль закреплена, во-вторых, «классная шутка». Потом приходит страх оказаться на месте жертвы и у кого-то идентификация с агрессором. И если в этой ситуации отсутствует взрослый, которому ты можешь довериться с любыми сомнениями, нет работающих и защищающих правил, да еще и заняться нечем, то группа будет играть в импостера, причиняя страдания.

Да, тут еще важен уровень эмоционального интеллекта и морального развития самих детей. Но я бы делала ставку все же на взрослого и правила.

Есть еще ряд деструктивных игр, в которые дети играют со взрослыми, почувствовав свою власть над ними. Эти игры нам тоже хорошо знакомы, они питаются энергией родительских страхов, завышенных ожиданий от себя и детей. Но в этот раз я хотела бы уделить внимание именно детским играм.

Подытожить хотелось бы уже поднятым здесь вопросом «пользы vs вреда» таких игр. Не люблю делить все на черное и белое, не могу утверждать, что такие игры нужно пресекать на корню, не допускать, не думать даже. Думать точно можно и взрослым, и детям - подискутировать, провести мысленный эксперимент. В остальном - ориентироваться на уровень развития группы, совокупность факторов риска развития, например, буллинга.

Наверное, младший и средний школьный возраст точно к таким играм не готов, старший - теоретически да, но это вообще не точно, с учетом особенностей группы, в порядке дополнительного опыта, который может случиться в жизни. Точно не по инициативе взрослого.

Хотя я не встречала таких игр в группе с очень эмпатичными детьми, у которых развиты мягкие навыки и эмоциональный интеллект, - они находили себе более общественно-одобряемые занятия и были ими увлечены. На этом о пользе, пожалуй все.

Теперь о вреде:

  • высокий риск развития буллинга со всеми вытекающими последствиями для жертвы и самой группы;
  • если альтернативы нет и дети привыкли играть в "плохую" игру, то выходить на позитив будет очень сложно, потребуются не очень популярные меры;
  • у жертв таких игр собственно прямой вред, физический или психологический, ощущение беспомощности, "неправильности" себя, у других детей страх из-за того, что есть шанс оказаться на месте жертвы.

Таким образом, несмотря на мою убежденность, что у ребенка должна быть возможность набить шишки, обжечься, что точно не стоит делать, на мой взгляд, так это целенаправленно вовлекать детей в эти игры или создавать ситуации, когда они охотно в них будут играть или эти игры легко доступны. Как видно из наблюдений, вреда от них больше, чем пользы, особенно если они приобрели систематический характер.

Поэтому при обнаружении таких игр паниковать, пресекать на корню, пугаться не стоит, лучше спокойно дождаться паузы - и обсудить, что происходит. Немедленное вмешательство необходимо, если видите, что ребенку наносят прямой вред, или он явно недоволен, или сам просит помощи у вас.

На всякий случай - памятка "Хорошие игры/шутки":

  • есть правила, которые вы (взрослый) одобряете;
  • даже если есть проигравший, то по четким правилам;
  • игра добровольная, из нее всегда можно выйти без каких-либо последствий (насмешек, изоляции);
  • в любой момент можно поменяться ролями;
  • хорошая шутка - это когда прикольно всем, без обидных последствий. Когда шутником может быть любой (можно поменяться ролями).

В написании этого текста я опиралась как на классические труды С.Карпмана, Э.Берна, Авдуловой Т.П. о природе и разновидности игр, так и на свои наблюдения и исследования, проведенные инициативной группой в детском лагере «Терра Ностра».

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М., 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - М., 1964.

3. Карпман С.Б. Жизнь, свободная от игр. - СПб, 2016.

4. Руланн Э. Как остановить травлю в школе. - М., 2012.

5. Потапкина Т.Н., Акжигитова Л.Р. Практика работы с буллингом в детском лагере

6. Материалы ресурса Травлинет.рф.

Все психологи

Команда профессиональных психологов со всего мира

Узнайте больше о нас
Сообщество Все психологи
Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ