- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
История с форума:
«Мой новый супруг конфликтует с моими детьми. Он придирается к ним, не дает спокойно жить. Они, по его словам, все делают не так. Я пыталась говорить с ним, пыталась требовать от него изменить поведение. Он совсем не реагирует. Я ругаюсь с ним и плачу каждый день вместе с детьми. До свадьбы он таким не был.
Жалуюсь подруге, а она говорит: «Да что, в тебе злости нет совсем, что ли?». А мне кажется, что у меня нет сил никаких. Может быть, нужно быть терпеливее? Как мне сглаживать эти конфликты, как поступать мудрее?».
На основе фраз о женской, мужской, да и житейской мудрости можно написать книгу: «Как предать себя в любой ситуации и назвать это красивыми словами».
Это та же история, что и с прощением обид. Хотя само по себе прощение обид - более выгодное и продуктивное поведение, даже если рассуждать чисто из соображений бережного отношения к себе.
Только вот беда:
и прощать, и быть мудрым без ущерба для себя можно только тогда, когда на это есть внутренние силы. Нужно ощущать, что ты готов простить, готов промолчать, готов погасить конфликт, что ты достаточно силен для этого.
Если этого ощущения нет - человек просто глотает настоящий яд: по его личному пространству тут топчутся, ему бы воевать! А он прощает, видите ли. Он, видите ли, изображает мудрость... А самого корёжит от тяжелых чувств. Странная такая мудрость и прощение получаются…
Некоторые «мудрые» люди всю свою жизнь живут во всепрощении и всепринятии. Правда, если рассмотреть поближе их доброту, терпение, мудрость, то окажется, что у них не было никакого выбора поступить иначе.
Они никогда и не задумывались о том, что не обязательно все терпеть и всех прощать. Что стоит такое прощение и терпение, если оно при любых обстоятельствах и так ВСЕГДА будет?
Одно дело, когда человек в ходе размышлений понимает:
В этой ситуации я могу позволить себе простить другого. У меня хватает на это сил. У меня есть такое желание. Хотя я в полном праве и в состоянии отреагировать на его поступок совсем иначе. Да, если честно, за такое я его ко всем чертям могу послать с легкой душой! И не потому, что без этого другого я не знаю, как жить. Я прекрасно знаю, как. И я бы не умер от голода и в одиночестве, если бы послал этого другого ко всем чертям. Но я выбираю не делать этого. Это мое решение.
Другое дело, когда человек ощущает, что его вот-вот затопит обида, боль, разочарование, злость, но он (сам не зная, почему) мило улыбается и уже ищет оправдания некрасивому поступку другого. У него прощение автоматически включилось.
Или можно на каждом углу кричать, как рядом с нерадивым партнером плохо живётся, жаловаться при каждом удобном случае, но все равно оставаться с ним. Это - то же самое низкопробное терпение. Только еще больше замаскированное бесплодными попытками что-то изменить в другом, а не в себе.
Когда такого терпеливого человека спрашивают: почему же ты не бежишь?
Он отвечает: «Ну куда же я убегу?».
Вот и все его терпение, вся его доброта, весь его выбор.
Он ведь, оказывается, просто не знает, как еще тут можно поступать.
Он не знает, как спастись.
Это психологическая защита: если совсем невыносимо - придумай красивую легенду. Она станет твоей анестезией, твоим утешением. Быть женой алкоголика, например, очень печально. А вот нести свой крест по жизни ради большой любви - уже немножко поинтересней, уже не так стыдно и обидно.
Ну как же так - нет выбора? Ведь основная идея любой психологической работы в том, что у человека всегда есть множество выборов!
Все правильно, здесь нет противоречия. Дело в том, что все «великомученики» и «святые люди» - типичные жертвы, живущие в состоянии Ребенка.
Страх отвержения, страх смерти - вот что стоит за всей этой фальшивой добротой и терпением. Если бы человек не находился в тотальном эмоциональном дефиците, он бы и сам не заметил, как спокойно вылез бы наружу его внутренний свирепый воин, его зверь, его монстр и показал бы обидчикам, что значит на чужой территории безобразничать.
Со временем люди учатся с этим зверем обращаться и становятся цивилизованными. Они уже в состоянии использовать его энергию, чтобы защитить себя, но в очень спокойной манере, словами, без перехода на личности и оскорблений. Но это все та же злость, все та же агрессивность, все та же сила. И это уже состояние «взрослый».
В этом состоянии уже не бывает так, что никакого другого выхода из ситуации нет.
У взрослого из любой ситуации масса выходов.
И через эту силу и злость и лежит путь к настоящему выбору.
К настоящей доброте. К настоящему терпению.
Узнали себя? Растеряны? Обращайтесь к автору этой статьи.