- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
В редакцию обратилась читательница, дочь которой уже несколько лет не может спать ночью одна и без света. Когда девочке было 10 лет, она сильно испугалась грозы. Лечение у специалиста оказалось безрезультатным. Помочь читательнице разобраться в ситуации согласилась одна из наших авторов, психолог Наталия Пашкевич.
Специалистам и родственникам ребёнка полезно знать ответы на ряд вопросов о детях, «склонных к страхам»:
На что принято обращать внимание в семье:
Каким образом устроены взаимоотношения, есть ли «козлы отпущения» и члены семьи, которых ставят в пример. Стиль и смысл конфликтов в семье и роль ребёнка в них.
В данном случае что вообще в семье говорилось про грозы и молнии, есть ли семейные истории. Обстоятельства события.
Эти и подобные вопросы родитель может задать себе, обсудить их с другим родителем или психологом. Пересмотр личной истории будет целебен, поскольку подразумевает правдивость ответов как минимум самому себе.
Особое внимание необходимо обратить на вопросы перегрузки ребёнка. Является ли его жизнь перегруженной ожиданиями родственников, есть ли превышение нормы дневных нагрузок, высыпается ли он, как проходит момент просыпания (в спешке или спокойно), есть ли место, время и возможность уединиться, быть не под контролем. Есть ли в семье насилие (эмоциональное и физическое), крик как явление, скандалы, громкая музыка, резкие включения света, когда ребёнок ещё спит.
Важно также понимать смысл страха.
Страх – это социальное чувство. Во все времена страх одного являлся ценностью для всех, поскольку служил залогом выживания всего сообщества. Современному человеку исторически свойственно испытывать страх, чтобы его сообщество и он сам были жизнеспособны.
Данный чрезвычайно чувствительный ребёнок реально тревожится, возможно, о том, что не замечают другие, а возможно, на фоне информационной перегрузки, которая локализовалась в теле и уже начинает беспокоить его и семью. В любом случае это не то, что нужно исправлять, как мешающее жить. Это можно рассматривать как уникальные способности видеть и слышать, позволить семейной системе развиваться. Также важно убрать все факторы, которые травмируют подобного чувствительного ребёнка, позволить ему быть самим собой.
Чем ребёнок отличается с раннего детства?
Важна ли для него красота, рассказывает ли он о том, что видит с восхищением, замиранием сердца? Блестящее и яркое (росинки, цветочки, украшения с камушком), возможно, вызывает у него много эмоций.
Свойственно ли ему бояться крови, при царапинах уточнять – не умрёт ли? Просил ли и раньше ребёнок не закрывать дверь в комнату или не выключать свет, либо долго не мог уснуть, тревожась?
Беспокоится ли (если это не запрещено или не преследуется в семье) о каждом жучке, травинке и цветочке, примечает ли настроения взрослых? Не может ударить другого в ответ, жалеет. Бывает ли, что придумает фантазию, а потом может сидеть и плакать или тревожится о событиях придуманного.
Когда мы видим такого ребёнка, можно предположить, что страх смерти – вопрос далеко не досужий и возникающий у него в очень раннем возрасте. Но главное, такой чувствительный ребёнок призван «как бы видеть» опасность и чувствовать, что происходит, всем своим существом. Он так устроен. Это его талант. Этому ребёнку важно «видеть», что происходит вокруг, поэтому он может начать просить спать при свете.
1. Что в семье как системе происходит такое, что взрослые (сознательно или нет) предпочитают «не видеть». Какая «опасность, угрожающая семье» (коронавирус, финансовая напряжённость и т.п.) стоит за боязнью молнии, что может, образно говоря, «поразить семью» как систему и, разумеется, ребёнка. Он сам по себе является чувствительным к семейной динамике и, возможно, иносказательно беспокоится о жизнестойкости окружения и своей безопасности. Тем более, что вспышка молнии вполне себе хорошая причина выразить свой страх доступным способом.
2. При вспышке молнии можно внезапно увидеть пугающе изменившееся пространство. Возможно, увидеть «что-то», непереносимое для психики. Поэтому здесь «видеть» равно «признать», что по каким-то причинам болезненно. Психика ребенка делает вывод: «Контролировать, что вижу, и никаких внезапных озарений и сюрпризов – это уже непереносимо».
Взрослым здесь есть о чём задуматься. Необходимо принять особенности ребёнка, сделать среду комфортной для него и перестать невротизировать.
Очень громкий и внезапный звук, разумеется, один из сильнейших сигналов опасности для всего живого, особенно для чувствительного к звукам ребёнка. Это ещё одна особенность детей, которым по своей природе свойственны страхи. Однако один ребёнок ночью проснётся от грозы и уснёт, а другой испугается. Почему?
Здесь важно вспомнить: не «путал» ли ребёнок ещё во младенчестве день и ночь или «животики» ему именно ночью спать не давали? А в более позднем возрасте – не было ли периодов, когда он просыпался ночью, пока все спят, и, как ни в чём не бывало, готов был улыбаться и играть? А если родители были усердны в его усыплении, то чуть позже он «задавал им жару» в виде обязательного ночного кашля или лунатизма. Зато утром при сборах в садик он был сонным и не хотел собираться, мог громко плакать.
Возможно, ребёнок может слышать за несколькими дверями, а в темноте эта чуткость проявляется особенно. В этом случае ему реально важно ночью не спать, а «бдить». Помимо контроля ситуации, есть ещё и страх услышать больше, чем хочется, и испугаться новой информации. Гроза же позволяет объяснить официально своё особенное желание бодрствовать в ночное время.
Также если психика перенапряжена, появляется реальный страх и нежелание слышать то, что другие не слышат, а слух у таких детей наиболее острый именно в темноте. Поэтому они стремятся как бы убрать ночь из жизни, а заодно и звуковую информацию, оградить себя от перенапряжения, внезапности. И здесь тема живучести системы семейных отношений играет не последнюю роль.
В одном ребёнке может одновременно присутствовать как звуковая, так и зрительная чувствительность.
Выводы и рекомендации сводятся к обращению за психологической помощью для взрослых членов семьи. Проведя как самостоятельный анализ ситуации, так и прибегнув к помощи специалистов, стресс, как говорит Хасай Алиев, создатель метода «Ключ», можно перевести в созидание, использовав стрессовую энергию в осуществление планов и мечтаний ребёнка, пересмотр окружающей его обстановки.
Страх – яркое чувство, в своём послании семье он играет функцию сохранения себя в семейной системе. В страхе много энергии. Здесь важно актуализировать важные для ребёнка свойства его психики, найти им применение: умение заботиться, делиться, замечать тонкости отношений, окружения, эмоциональность. Позвольте ему осуществлять деятельность, направленную на сопереживание, заботу, любовь.
Для ребёнка важно знать, что он всегда, когда это необходимо, может прояснить, что его тревожит, включив свет. Предоставьте ему эту возможность, выбрав вместе с ним маленький красивый детский ночник с удобным способом включения. Ведь многие люди в старину тоже имели постоянные источники света ночью и не только ради утреннего розжига печи.
Целительным для ребёнка станет признание взрослыми опасности грозы, того, что она одновременно страшна и заманчива, потому что природа имеет своё величие. Подтвердите, что внезапная вспышка молнии и гром реально могут напугать кого угодно.
Полезным был бы рассказ об использовании людьми молнии в прошлом или как физики - Ломоносов, к примеру - изучали это явление природы. Расскажите о современных и старинных мерах безопасности, о том, что воздух после грозы необычайно полезен. Научите определять расстояние от вас до молнии, считая секунды между ней и громом, и умножая на 300.
Обязательное условие – отсутствие в семье крика, ругани, резких окриков, оскорблений, матерной речи. Запрещено резкое включение света для ускорения пробуждения ребёнка. Будить его следует шепотом. Также не следует отдавать его в боевые виды спорта. Необходимо исключить сцены забоя скота, охоты.
1. Родителям необходимо повышать свою психологическую грамотность относительно ребёнка и ситуации в семье, относительно самих себя и семьи как системы. Нужны самоанализ и работа с психологом. Если семья проживает в маленьком городе, можно выбрать онлайн-специалиста.
2. Возможно применение методик самопомощи, позволяющих снимать напряжение и работать со стрессом: метод «Ключ» Хасая Алиева, кинезиологическая гимнастика Игоря Линского. Каждодневное их применение позволяет эффективно гармонизировать самочувствие.
3. Можно обратить внимание на методики телесной психотерапии Биологического центрирования Юрия Чикурова.
4. Необходимо совместное чтение психотерапевтических сказок Бретт Дорис «Жила-была девочка, похожая на тебя», просмотр фильмов «Пеликан», «Звёздочки на земле», «Жизнь Пи», а также всех мультиков Хаяо Миядзаки (начать можно с «Ведьминой службы доставки»).
Дети – отражение внутрисемейной динамики отношений, и это далеко не секрет. Достаточно агрессивными являются попытки взрослых переложить ответственность за свои взрослые нерешённые проблемы на ребёнка и найти методы его «лечения».
«Лечение» (кавычки неслучайны) вполне может и не понадобиться, если мама, а желательно и не только она, окажется не ригидной, а способной к самоизменению и адекватной оценке себя и ситуации. Разумеется, низкий уровень психологической культуры в нашем обществе не способствует гибкости взрослых, столкнувшихся с непонятными для них проявлениями детской психики. Выражается это прежде всего в открытом нежелании мамы и других членов семьи самим обращаться за психологической помощью.
При работе с психологом взрослые учатся:
Немаловажным является и понимание взрослыми возрастных особенностей детей, своих индивидуальных реакций на их проявление. Зачастую требование родителей менять возрастные проявления ребёнка негуманно по отношению к растущему человеку. И здесь опять на первый план выходит консультации взрослых. Поэтому, оказывая психологическую помощь ребёнку, необходимо начинать с помощи его родителям либо оказывать её одновременно.
Бывает, что ребёнку практически невозможно помочь, хотя это также относится к ригидности мамы. Это случаи, когда мама и семья не готовы решать свои проблемы, они внутренне не стремятся к оздоровлению ситуации, хотя внешне ходят от специалиста к специалисту.
Это часто звучит так:
Мы были у многих врачей и психологов.
Никто нам не помог. Вы последняя надежда.