- Опишите проблему
- Получите ответы
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- 480 ₽ за 5 и более ответов
- Гарантия сайта
- Анонимная консультация
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Гарантия замены психолога
(по материалам ІІІ всеукраинской научно-практической конференции «Феномен зависимости», 17-18 мая 2008 г., г. Днепропетровск) .
Над темой компьютерной зависимости работает небольшое количество специалистов, так как явление это достаточно молодое. Однако оно уже успело всколыхнуть общественное мнение и масс-медиа. Многие специалисты в области психиатрии вообще выражают сомнение в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
Термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо или кому-либо. Это состояние неспособности к автономному функционированию в отсутствие внешнего объекта. В контексте нашей темы – это патологическое пристрастие человека к проведению длительного времени за компьютером. К компьютерной зависимости можно отнести Интернет-зависимость и игроманию, которые так или иначе связаны с компьютером.
Термин «компьютерная зависимость» не признан на международном уровне и не внесён Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (American Psychiatric Association, APA) в DSM-IV (DSM-IV-TR, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision, 2000) и в европейскую МКБ-10. Но есть намерения о внесении в DSM-V. Однако не стоит забывать, что американская медицина имеет страховой статус, поэтому американские психиатры заинтересованы в том, чтобы сделать зависимость от Интернета болезнью, признанной медицинским сообществом для включения в справочник психических и поведенческих расстройств. В таком случае она будет признана и страховыми фирмами для оплаты стандартных страховок. Сегодня можно пользоваться моделью диагноза из DSM-IV – «патологическое влечение к азартным играм». Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами.
Если говорить о характерных особенностях зависимостей различного типа, то ими являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
Симптомы компьютерной зависимости могут быть психические и физические.Термин интернет-зависимость ("Internet Addiction Disorder", IAD) ввёл в 1994 году психиатр Иван Голдберг (США, Нью-Йорк), вкладывая в него не медицинский смысл (наподобие алкогольной или наркотической зависимости), а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Он определил интернет-зависимость как «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из него, будучи on-line».
Признаками Интернет-зависимости являются: навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, навязчивый веб-сёрфинг. В некоторых случаях киберсекс относят также к Интернет-аддикциям, однако этот феномен чаще всего является следствием нарушения сексуального поведения.
У нас пока не получила распространения финансовая Интернет-зависимость — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах, постоянные участия в интернет-аукционах, игры на биржах.
Большое внимание специалистов привлекает пристрастие субъектов к общению в Интернете и интерактивным (оn-line) играм. Наименее опасными считаются аркадные игры, с простой графикой и звуком. Очень опасны - ролевые игры, когда игрок «перевоплощается» в управляемого им героя. Есть мнение, что наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Но здесь можно поспорить.
В 1994 году этой же проблемой начала заниматься и психиатр Кимберли Янг, которая разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости. Результаты её работы специалисты оценивают неоднозначно.
В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли первые монографии по проблеме (Kimberly Young «Caught in the Net», David Greenfield и др.). Успешно по этой теме работает д-р Орзак (Maressa Hecht Orzack). В России данный феномен изучается в основном психологами, в частности Александром Войскунским. Достаточно интересны работы психиатра Виталины Буровой (Лоскутовой).
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей Интернет во всём мире. Российские психиатры считают, что в их стране таковых 4—6 %. Однако мы не можем считать эти данные достоверными, так как эти Интернет-опросы состоят из небольшого числа вопросов, а выборка не может считаться репрезентативной, так как отвечающие несерьёзно относятся к заданию. О проведении таких исследований в Украине данных я не нашла.
Наблюдения, которые были сделаны мной, свидетельствуют о том, что у компьютерных аддиктов изначально присутствует комплекс недостаточности (неполноценности) с низкой самооценкой, неудовлетворенностью собой, застенчивостью. Здесь не стоило бы упускать из виду механизм «сценарного наследования», когда человек вынужден неосознанно идти по предписанному пути, выбирая модель поведения по образу и подобию какой-то значимой личности из своего детского окружения.
Хочется отметить, что сам по себе Интернет не является пагубным фактором, который влияет на неокрепшие умы, это всего лишь средство, где люди могут реализовать свои способности и потребности. Однако следует учитывать, что это также и то место, где могут реализовываться аддиктивные наклонности. В первую очередь на это должны обращать внимание родители.
Фактически, люди, становящиеся компьютерными аддиктами, могли быть зависимыми от любого другого агента, который запустил бы их расстройство. Это может быть пристрастие и к наркотикам, и к алкоголю, и к азартным играм, и т.п. Здесь особое внимание требуется от родственников, так как дети часто становятся заложниками образа жизни своих родителей. Дети быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Многие изменения можно не заметить сразу, но при этом будет наблюдаться изменение эмоционального фона, повышенная агрессивность. Дети становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, они с трудом обобщают и анализируют информацию. Корней Южный считает, что компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. По его мнению, у так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому феномен Интернета получил широкое распространение - это анонимность личности в Сети. Общаясь в Интернете, можно на время менять пол и имя, представать перед собеседником в совершенном другом физическом облике, создавать новые образы себя. То есть, виртуально реализовывать свои фантазии, которые сложно реализовать в обычном мире. К тому же, в Интернете можно найти нового собеседника или секс-партнера, который окажется гораздо лучше реального. Однако, если виртуальные любовники встречаются в жизни, они чаще всего бывают глубоко разочарованы друг другом: сильный, уверенный в себе мужчина и яркая, знающая себе цену женщина на поверку оказываются закомплексованными, с множеством стереотипов людьми и при этом с завышенными требованиями.
Наиболее важно отметить частоту посещения Интернета маленькими детьми, в свете наблюдения роста он-лайн-педофилии. Это связано с определенным риском по отношению к детям.
Если говорить о детях, то хотелось бы привести такой пример, когда родитель восторгался тем, как его 3-летний ребёнок щёлкает по клавишам, играет в игры, и убеждал окружающих, что таким образом малыш развивается лучше остальных детей. На самом деле ясно, что родителю было удобно усадить сына за компьютер и часами быть свободным от процесса воспитания. С моей точки зрения, особенно опасно проводить такие «эксперименты» именно в таком возрасте, так как это однозначно даст фиксацию на фаллической (генитальной) фазе, что в дальнейшем повлечёт за собой как минимум неразрешённый эдипов конфликт и несостоявшийся процесс социализации.
Психотерапия является основным методом лечения различных видов зависимостей. Целью психотерапии будет выявление и устранение психологического конфликта, приведшего к возникновению компьютерной зависимости и социальной реинтеграции пациента. Обязательным условием психотерапии необходимо согласие зависимого на её проведение и его желание сотрудничать с терапевтом. В процессе терапии важным является, в частности, пробуждение у пациента здорового критического отношения к своему патологическому пристрастию. Однако моя практика показывает, что Интернет-аддикты не признают свою зависимость и не обращаются к психотерапевту за помощью. Это делают родственники (родители, супруги).
Социальная реадаптация зависимого предусматривает выяснения причин нарушения связей с обществом и принятие мер по их устранению.
К.Янг считает (и с ней трудно в этом не согласиться), что пациент в первую очередь должен избавиться от сексуальных комплексов, которые часто являются следствием комплекса неполноценности. Также весьма эффективным оказывается переключение внимания человека на его семью или обучение различным социальным навыкам.
(Случай из практики не публикуется)
Мои практические наблюдения показывают, что, в первую очередь, важна работа с родителями зависимого. Задача должна заключаться в том, чтобы родители осознали своё участие в проблеме, так как ребёнок приобретает зависимости в ответ на неудовлетворенные в детстве реальные потребности (в любви, внимании, безопасности, питании, покровительстве, тепле и т.п.). В психотерапии необходимо дать понять, что родитель должен восполнить те лишения, которые присутствовали в раннем детстве. И не имеет значения, сколько лет ребёнку – пять или двадцать пять – он должен это получить. За отсутствием родителей (в случае смерти) эту роль на себя должен взять психотерапевт.
Второй вариант возникновения зависимости ребёнка может быть в случае тотального контроля, гиперопеки, сверхзаботы. Здесь с родителями работать очень сложно, так как они не готовы потерять внешний объект в виде ребёнка, потому что он чаще всего выполняет в семье какую-то функцию.
На начальной стадии аддикции родители предпочитают не обращать внимания на происходящее, считая, что «это само пройдёт». Потом наступает стадия растерянности, когда приходит осознание, но ещё непонятно, как с этим бороться. Дальнейшие стадии показывают чрезмерное рвение родителей помочь ребёнку, но часто предпринимают при этом не подходящие методы: обращаются к ворожкам, экстрасенсам, церкви и т.п.
Работа терапевта должна быть направлена на:
Из вышеизложенного хотелось бы сделать такие выводы:
В результате следовало бы вывести рекомендации для родителей, каким образом можно предотвратить компьютерную зависимость у ребёнка или устранить её на ранних стадиях. В первую очередь, не стоит слишком рано давать возможность садиться ребёнку за компьютер. Если уж это произошло, то следует объяснить ему, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).
И очень важным условием является то, что родители обязательно должны чувствовать ответственность за то, сколько и какого качества внимания они уделяют ребёнку.
Согласно классическому психоанализу, первый и главный шаг на пути излечения и профилактики – это осознание наличия или опасности заболевания.
Не могу не согласиться с Натальей Аксёновой, которая утверждает, что Интернет станет величайшей иллюзией XXI века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдет место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создает себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир.
Библиография.