- Опишите проблему
- Получите ответы БЕСПЛАТНО
- Выберите лучшего психолога
- Быстрое решение проблемы
- Анонимное обращение
- от 2000 ₽ за 50 минут
- Образование проверено
- Гарантия сайта «Все Психологи»
Здравствуйте Виктор владимирович. Дело в том что моя девушка Вика в свои 27 ни как не может найти своё социальное место. тоесть найти работу из за чего сильно переживает. недавно ее взяли на работу,но не пройдя испытательного срока уволоили из за недостаточности знаний. с этого момента она ушла в себя,не хочет ни с кем общаться в том числе со мной. вообщем у нее страшная депресия. что мне делат,как ей помочь?
Марченко Виктор Владимирович
Марченко Виктор Владимирович
Добрый день, Денис.
В Вашем описании симптомов Вики очень много пробелов.
Но попытаюсь ответить максимально полно.
Непонятно, что значит: «ушла в себя» - «страшная депрессия» - «не хочет ни с кем общаться».
Были ли у нее и раньше проблемы на работе и с общением?
Слышит ли голоса? Есть ли эмоции?
Бывало такое раньше?
И много других вопросов.
Из того что имеем – можно сделать три гипотезы:
1. Проблемы у Вики нет и она просто хочет с Вами расстаться. – и это не проблема для психолога.
2. Невротическая реактивная депрессия. – Но о ней не пишут близкие. Обычно знакомые и близкие о таких состояниях и не догадываются. И психологам не пишут.
3. Инициальная стадия тяжелого психического расстройства.
Так как с первыми двумя гипотезами вряд ли что-то можно сделать и посоветовать заочно, то остановимся на последней.
Недавно мы с Фазлеевой Татьяной Шамильевной написали книжку «Шизофрения или человек невидимка» - это небольшое руководство для родственников, где мы отвечаем на типичные вопросы людей обеспокоенных странным поведением своих близких.
В психиатрии нет ничего сложного поставить человеку диагноз, если симптомы «махровые» - он явно слышит голоса, ведет себя неадекватно, рассказывает несусветную чушь.
Когда Вы видите такого человека – то даже маленький ребенок скажет – Этот дядя ненормальный.
Все очень просто.
И в приемном покое психиатрического стационара даже у студентов не вызывает труда поставить верный диагноз, видя перед собой злокачественные симптомы ненормальности.
По большому счету – когда болезнь уже настолько разрушила человека, что близки е, милиция или врачи берут в охапку больного и привозят в психиатрический стационар.
Но в частной практике психолога в Алматы приходят люди, которые еще не лежали в психбольнице, у который нет явных симптомов психоза или дефекта личности. Очень похожих - на Вику.
Этот момент мы и пытались объяснить в книге – почему «нормальному человеку» психиатр «вдруг» ставит диагноз шизофрения?
Потому что в 90% случаев шизофренической болезни нет видимых, явных нарушений поведения. Поэтому шизофрению можно сравнить с человеком невидимкой, которого нельзя увидеть, но можно заметить его силуэт, если он попал под дождь. В нашем случае под дождь вопросов психиатра.
Давайте разберем случай Вики.
Я надеюсь, Вы понимаете, что речь не идет о постановке конкретного диагноза, а это просто модель рассуждений профессионала о случае Вики.
1. Первое что настораживает- и очень сильно
Больной обращается не сам, а за него говорит близкий человек или на профессиональном жаргоне «бобер».
Очень рекомендую посмотреть фильм «Бобер» в нем очень четко показан распад личности человека с синдромом Клерамбо-Кандинского.
Это очень показательно для больных с тяжелой патологией: очень редко они приходят к психологу сами. Обычно их приводят. Мамы, мужья, жены. Очень редко папы.
2. Второй момент, это тоже очень характерно для «первого звонка психиатру»: Какое-то невнятное описание симптома. У Вас очень короткое описание ее проблем. По сути, непонятно о чем идет речь – то ли она не разговаривает – негативизм, то ли не может разговаривать – мутизм, непонятно.
Это важный момент, потому что родственники и близкие психически больного человека очень часто не могут описать, что же такое их настораживает и беспокоит. И это настоящая проблема. Очень часто матери не могут описать отцу, почему их сына надо показать психиатру и проходят годы, прежде чем человека в первый раз покажут психиатру.
Это происходит из-за нескольких факторов:
1) Симптомы не настолько бросаются в глаза, или часты – что к ним привыкают
2) Все поведение больного странное, но так как он никому не мешает, пытается от всех спрятаться, то все стараются его не замечать.
3) Близкие – отрицают даже явные симптомы болезни.
4) Все симптомы постепенно нарастают, пока больной не столкнется с какой-то «стрессовой» ситуацией – прием на работу, поступление в институт, экзамены, замужество, рождение ребенка – и тогда наступает психоз. То есть болезнь из скрытого состояния переходит в явную фазу. И тогда про человека говорят – он сошел с ума.
3. Социальный дрейф и невозможность устраивать социальные связи.
Вы пишите, что Вике 27 лет и она не прошла испытательный срок.
Очень часто больные жалуются, что: его не понимают, люди злые, к ним предвзято относятся, или наоборот – все лучше них, он саамы плохой, неразумный, глупый.
Суть – такая , что человек с предрасположенностью к шизофрении не понимает элементарные социальные сигналы, знаки и коммуникации. Окружающие воспринимают таких людей «как дурачков». Приходится объяснять элементарные вопросы. Часто не понимают юмора. Такие люди нуждаются в покровителе и поэтому «намертво прилипают» к начальнику или к инструкции.
По большому счету – в анамнезе мы постоянно видим, что эти люди либо вообще нигде не могут работать, либо очень часто меняли работы, либо работают на одном месте годами.
Так что если говорить про Вику, то ее странное увольнение на испытательном сроке скорее косвенно говорит о ее глубинных проблемах.
4. Ну и четвертый момент, на который я бы обратил внимание в самом начале – Ваша реакция на Вику.
Обычно психически больные люди вызывают в близких две противоположные реакции: огромное желание помочь «бедняжке» ииличасто одновременно – дикое раздражение, ненависть.
Поэтому я бы спросил у Вас: нет ли у Вас на Вику странных приступов любви-жалости-ненависти, а также приступов равнодушия и безэмоциональности? Тут главное именно перепад эмоций от водопада, до пустыни.
Если это есть это возможно может указывать на серьезность психической патологии Вики. Потому что такие пациенты живут в эмоциональном симбиозе с близкими людьми.
Итак, я описал четыре настороживших меня симптома и их описание в поддержку гипотезы – инициальная стадия серьезного психического расстройства.
Что делать?
Обязательно показать Вику психиатру.
Хоть государственному, хоть частному.
А лучше двум-трем.
Что делаю я в таких случаях?
1. Провожу первичную диагностику пациента, обязательно с коллегой психиатром.
2. Обязательно собираем анамнез – с мам пап и бабушек.
3. Если есть мотивация и возможность взять такого пациента в терапию – то сначала в терапию берем родственника: маму, мужа, любого родственника имеющего максимальное влияние на больного. Обычно это группа родственников 3-4 дня.
4. Потом берем пациента на индивидуальное консультирование психиатрическое.
5. И после 2-3 месяцев наблюдения, если родственники и пациент не на словах, а на деле доказали высокую мотивацию на лечение – берем на долгосрочную группу.
Я считаю, и мировой опыт это доказывает, что шизофрению можно эффективно лечить на начальных стадиях заболевания при помощи групповой поддерживающей терапии, при обязательной терапии родственников.
Надеюсь, что у Вики нет шизофрении и это просто разногласия молодых пар.
Всего хорошего, Денис.
С уважением, Виктор.