Пищевое поведение

140 1 ответов

Аля (19 лет) 26.06.2024

Здравствуйте! Меня зовут Аля, мне 19 лет. На данный момент получаю в университете педагогическое образование (учитель английского и французского). Работаю преподавателем с детьми.

Итак, моя проблема. У меня очень низкий вес, который согласно индексу массы тела является опасным для здоровья (40 кг. при росте 163). Я прошла огромное количество обследований (анализ крови на гормоны, общий и биохимия, узи брюшной полости, узи щитовидки, узи сердца и многое другое). Никаких серьёзных нарушений, которые могут влиять на мой вес, выявлено не было. Я была на приеме у кардиолога, эндокринолога и у многих других врачей. Все говорят, что мне просто нужно употреблять больше калорий, потому что организм у меня в целом без каких-либо патологий, но вот вес действительно критически низкий.

Но с едой отношения у меня сложные. Я просто практически не получаю удовольствия от самого употребления еды. Очень ограниченное количество еды мне кажется вкусным. Даже один продукт может, например, сегодня казаться вкусным, а завтра он будет для меня просто противным. Иногда вообще наступает паранойя и свежая по сроку годности еда кажется мне испорченной. И это при отсутствии физиологических нарушений и заболеваний.

Проблемы начались у меня с раннего детства. Однажды я очень сильно чем-то отравилась в деревне. Меня рвало всю ночь, было невыносимо плохо. Страх вот так отравиться остался со мной на всю жизни. В детстве он был сильнее. Как только я ощущала малейшие признаки тошноты или в целом нарушений пищеварения, я отправлялась к мусорке, чтобы проверить ещё раз сроки годности на упаковках тех продуктов, которые я съела. Затем я брала в руку энциклопедию о человеческом теле, и много раз перечитывала отдел, где говорилось об энтерите и прочем, сопоставляла информацию о симптомах болезни и свое состояние до тех пор, пока легкая тошнота, которая случалась часто, не прекратится. И этим занимался ребёнок 8 лет!

Также стоит сказать, что худой я была и в детстве. Всё взрослые обзывали меня "скеляброй", "дистрофиком", "дрищём", конечно, преследуя благие цели. Даже близкие люди меня оскорбляли. Как то мама сказала, что если у нас в городе решат начать съемки фильма, то мою двоюрдную сестру утвердят на роль принцессы, а меня на роль пленника концлагеря.

Прошло столько лет, а мне до сих пор больно от этих слов. Я ненавижу своё худое тело. Также в садике мама специально подговаривала одну очень строгую работницу, чтобы та сидела и следила за тем, как я ем. И это на глазах у всех детей в группе. Что это, если не пищевое насилие в чистейшем его проявлении?

Но вот от чувства голода мне правда бывает хорошо и спокойно. Дело в том, что если организм просит пищу, то это означает, что ты точно не отравился и не будешь блевать всю ночь. Это железное подтверждение. И мне правда лёгкий голод нравится гораздо больше сытости. Еда практически не доставляет удовольствия, а вес срочно нужно набирать. Я тренируюсь в спортзале, но это не сильно помогает. Я ненавижу своё худое тело. Начала считать калории. Моя норма–2700 в день. Мне очень тяжело. Целый день чувствовать себя сытой одновременно противно, тревожно и отнимает силы так, что хочется спать целый день. Норму рассчитал калькулятор. Подсчёт калорий–единственный способ, который хоть немного помогает набрать вес. Я чувствую удовольствие не от еды, а от того, что уложилась в норму. Будто это достижение цели.

Один у меня получилось набрать рекордные 44 кг. Это было 2 года назад. Тогда из-за сильной тревожности, тиков и панические атак мне назначили нейролептики и ноотропы, которые повысили аппетит. Без таблеток аппетита нет и былой успех не получается повторить.

У меня такой вопрос к психологам: является ли описанная мною ситуация расстройством пищевого поведения и требует ли это терапии?

Добрый день,

На мой взгляд, да. На оба вопроса.


Ваши отношения с едой далеки от среднестатистических. И вес далёк от здорового. Так что, налицо все признаки расстройства.

И естественно, желательно с этим работать. Самостоятельно у вас же не получается справиться. Но в таких случаях никто не может справиться без помощи. Потому что в таких случаях задействованы разные бессознательные комплексы, то есть что-то, что никак не поднимается на уровень вашего сознания. Тем не менее, в процессе бережной и осторожной терапевтической работы эти вещи можно понемногу поднять из бессознательного. Это может быть непростым процессом, потому что эти вещи ускользают от сознания часто из-за того, что они травматичны, болезненны. Поэтому и требуется помощь в их осознавании, чтобы было не так больно и страшно, чтобы это происходило не в одиночестве, а при поддержке.
Психика и тело тесно связаны. Исправляя одно, мы исцеляем другое.

Ольга Гурикова
Аналитический психолог, онлайн и очно в Хельсинки

Лучшие советы и рекомендации в нашем Телеграм канале

Задайте ваш вопрос психологу

Задать вопрос
ПСИХОЛОГУ