Проблемы в отношениях с мамой

1445 2 ответов

Ольга 04.12.2017

Здравствуйте. У меня такая ситуация. 2 месяца назад мне исполнилось 19 лет. У меня есть парень. Встречаемся год. Естественно у нас с ним есть интимные отношения. Прямо с мамой об этом никогда не говорили, но в один прекрасный момент она позвонила и спросила:а зачем тебе тест на беременность? Я опешила от такого вопроса и спросила только почему она лазила в моей сумке. Она сказала, что находится у себя дома и делает пока что хочет. Но ведь это и мой дом тоже. Моя комната. Хотя вообще я учусь на втором курсе в университете и живу в другом городе.

Она постоянно твердит мне о том, что я не самостоятельная, и стану ей, когда у меня будет своя работа и свои деньги, а пока что я от нее зависима, хотя я сама получаю пенсию по потере кормильца, то есть государство мне платит. И получается, что у нее деньги я не беру. Гулять до поздна она мне тоже не разрешает. Объясняет это тем, что нечего болтаться по городу хоть в 15 лет, хоть в 40. Хотя я всегда была примерным ребенком, в школе со мной проблем не было. Училась на 5. Я понимаю, что она переживает, но я ведь тоже уже не маленькая. Когда она узнала про близкие отношения с парнем, стала говорить, что нам срочно нужно пожениться, что он может уйти от меня и все такое.Она явно была недовольна тем, что она узнала. Лично я ничего ужасного в этой ситуации не вижу. У меня ведь должно быть право на личную жизнь?

Я уже не обращаю на это внимание. Мы с парнем очень любим друг друга и свадьбу планируем года через 3.

Еще у меня есть младший брат, если у него случаются проблемы в школе, мама звонит мне, рассказывает все это, а потом медленно весь разговор переходит на меня, что я ей нервы трачу, что слишком взрослой себя считаю, а отвечать за свои поступки не умею, и что мы так и стараемся ее здоровье подорвать. Хотя это не так.

Еще когда у меня не бывает настроения, то это сразу видно, потому что я не умею это скрывать. Я понимаю, что это не есть хорошо. А маме это не нравится и в итоге я остаюсь виновата, что привезла с собой из другого города это настроение. Она обижается на меня по пустякам...летом она выгоняла из дома, за то что я опять же считала себя самостоятельной и хотела прийти домой не в 11, а в 12 вечера. Еще всегда все у нее все упирается в деньги...я уже не знаю как мне быть. Я не вижу смысла идти сейчас работать, потому что мне хватает пенсии. Мама меня не понимает, не слышит, и слышать не хочет. Поддержки от нее тоже особой нет. У нее сейчас есть мужчина. С ним у нее вроде все хорошо. Но при чем тут я и мой младший брат, что она так на нас срывается? Буду благодарна хоть за какой-то ответ.

Здравствуйте, Ольга.
Ольга, если всё именно так как Вы описываете, то получается, что Ваша мама к сожалению, несмотря на свой возраст, в глубине души остаётся маленькой тревожной девочкой, заполненной различными страхами, которые проецирует на Вас. 
Очень хорошо, что Вы не зависите от мамы материально и живете отдельно, самостоятельной жизнью. (правда, если честно, мне не совсем понятно КАК Вы умудряетесь жить на пенсию по потери кормильца, ведь она явно небольшая). 
Судя по тому, как Вы описали ситуацию, то я могу предположить, что Вы успешно справляетесь с естественным и обязательным процессом сепарации от мамы, т.е Вы вполне спокойно отсоединились от мамы и не сильно зависите от неё эмоционально (но тем неменее, раз Вы написали это письмо, значит что-то не даёт Вам быть полностью эмоционально независимой от своей мамы).
А вот Вашей маме трудно даётся пройти этот болезненный для неё процесс.
Сепарация -  это двусторонний процесс, который заключается в том, что дети и родители, которые изначально находятся во взаимозависимых отношениях, постепенно должны эмоционально отсоединиться друг от друга, и в результате происходит перестройка отношений между взрослеющим ребенком и родителем, и вместо взаимозависимых отношений "родитель-ребенок" появляются отношения на равных , т.е. "взрослый-взрослый". 
И очень похоже, что Вы готовы к такому взаимодействию с мамой, а она нет. Она по-прежнему хочет, чтобы Вы оставались маленькой девочкой, ребенком и выступает по отношению к Вам не с позиции "взрослого", а с позиции "строгого и контролирующего родителя". Это то, что мы видим внешне. А на самом деле внутри у мамы, как я уже написала в самом начале, множество страхов и тревог, которые она скорее всего не осознаёт и ничего с ними сделать не может. За всем её поведением можно увидеть маленького беспомощного ребёнка, который боиться всего на свете и чувствует опасность от этого мира. 
Ольга, Ваша ситуация с мамой напомнила мне небольшую историю "Про женьку и его маму".  Я её скопирую сюда (нашла на просторах интернета, кто автор, не знаю). Возможно стоит очень аккуратно сделать так, чтобы Ваша мама "случайно" её прочитала (можно оставить открытой страничку в браузере с этой историей, или распечатать и положить в почтовый ящик и т.п.). Решайте сами, каким образом Вы дадите маме понять, что пора бы избавляться от страхов и тревог (поговорите с ней откровенно, предложите посетить всей семьёй семейного психолога и т.д).
Но на самом деле, никто из нас не имеет права говорить другому человеку о том, что с ним что-то не так. И Ваша задача - всё-таки стремиться к эмоциональной независимости от мама, жить СВОЕЙ жизнью и давать маме право жить так, как она живет, со всеми её тревогами. А если Вам неприятно то, что мама постоянно говорит Вам что-то что Вам не нравиться, то Вам стоит учиться устанавливать границы и не позволять маме их нарушать. В этом Вам поможет психолог в Санкт-Петербурге

СКАЗКА ПРО ЖЕНЬКУ.

"- Достукался. Мы идём к Евгению Петровичу, собирайся! Побыстрее! - сказала Мама и сунула в Женькины руки кулёчек со своей виной.

Собираться побыстрее не вышло, потому что со штанами ещё туда-сюда, но пролезть в рукава рубашки, не выпуская кулёк из рук, было сложновато. И ботинки зашнуровать тоже, но поставить кулёк на пол Женька не рискнул: Мама им очень дорожила.

- Что ты копаешься? Опаздываем! - ворчала Мама, надевая на женькину спину рюкзак со своим страхом не соответствовать.

На улице Женькины дела шли поначалу неплохо, но на остановке Мама едва не пропустила нужный автобус из-за Женьки, который загляделся на полосатого уличного кота и поэтому не слышал маминых криков: “Женя! Пятнадцатый!”

- Раззява!.. - напряжённо процедила Мама, тащя Женьку за руку на свободное место. - Сядь нормально! - добавила она и пихнула ему на коленки своё раздражение.

В автобусе тоже было скорее хорошо, ведь место Женьке досталось у окна, и, притом, везти на себе поклажу, когда сидишь – совсем не тяжело.

Когда автобус приехал к “нашей остановке”, Женька, подхватив под мышку коробку с маминым раздражением, выпрыгнул со ступенек на асфальт. Прыжок вышел не очень удачным: Женька приземлился на коленку и замарал брюки.

- Да за что же мне это! - сморщив лицо и пугающе постарев от этого лет на двадцать, Мама очистила женькину штанину, и, пробурчав: “Позорище!”, положила в его привычно протянутые руки объёмный свёрток. Свёрток был хитрый: внутри его лежал стыд, обёрнутый неполноценностью, которая в свою очередь была завёрнута в превосходство, и это последнее как раз и придавало свёртку внушительный объём.

Свёрток был не так уж тяжёл, ведь превосходство в нём было дутое, но он загородил почти весь обзор, и Женьке приходилось ориентироваться только по звуку маминых шагов.

Перед тем как войти в Евгению Петровичу, мама осмотрела, всё ли у Женьки в порядке, а так как руки у него были заняты, свою боязнь отвержения она повесила ему через плечо.

В кабинет Евгения Петровича Женька зашёл боком – так было лучше видно, хотя видно всё равно было мало, почти что ничего.

- Привет! - услышал он откуда-то из-под потолка – Тебя как зовут?

- Здравствуйте, Евгений Петрович. Его зовут Женя. Я женина Мама, я вам звонила, мне рекомендовали...

Мама затараторила сразу много слов, из которых Женька успевал разбирать только привычные:

- Учительница жалуется... Уроки все со скандалом... Все дети как дети... Нервы мотает мне... Сил уже никаких нет... Невнимательный, витает в облаках... Стыдно в школу зайти...

Евгений Петрович слушал долго, а потом спросил:

- Вы пришли проконсультироваться по поводу ребёнка?

Мама кашлянула.

- Ну... Да...

- А почему же вы не привели его с собой? Мы вроде бы об этом договаривались?

Мама раскрыла глаза.

- Так вот же он! Женя, поздоровайся!

Но Женька не успел открыть рот...

- Извините, но ребёнка я здесь не вижу. Это носильщик!

- Что? - не поверила своим ушам Мама.

- Замечательный, надо сказать, носильщик, дисциплинированный, настоящий профессионал! Стоит, держит на себе весь ваш багаж и слова не скажет, что устал, что ему здесь неинтересно...

- Вы что несёте? - прошептала побледневшая Мама. -Вы издеваетесь? Мне о вас так хорошо отзывались, это что, шутка?!

- Не бойся, девочка, - сказал Евгений Петрович и погладил Маму по голове – тебя никто не ругает.

- Какая я вам девочка??!!

- Обыкновенная. Лет десять – одиннадцать. Смотри сама! – Евгений Петрович указал рукой на большое зеркало, в котором отражалась похожая на Маму школьница в коричневой форме, с растрёпанной “корзиночкой” на голове, нервно теребящая измазанные синей пастой пальцы. Вид у школьницы был виновато-испуганный, словно она ожидала, что сейчас достанется от учительницы на несделанное домашнее задание.

- Что за дурацкие фокусы? Я не для того пришла, чтобы вы развлекались! Я взрослая женщина! - закричала школьница, топая ногами и стремительно уменьшаясь в росте. - У моего сына проблемы с учёбой! Я хочу, чтобы мой ребёнок был нормальным! Хочу! Хочу! Дай! Дааай! Аааааа! Уааааа! Уааааа!

Евгений Петрович взял на руки заливающегося криком младенца и вдруг заворковал голосом то ли мамки, то ли няньки:

- Ну-ну-ну, тише, тише, моя маленькая, моя золотая. Я с тобой, я тебя не брошу. Не бойся, всё хорошо, хорошо...

Когда малышка перестала плакать и тихонечко засопела, Евгений Петрович подошёл в Женьке и присел на корточки.

- Привет! - повторил он тихо.

- Здравствуйте - прошептал Женька.

- Как тебя зовут?

- Женька.."

.

Добрый день, Ольга!


Да, похоже что мама вас - "не отпускает". И такая "излишняя близость" - оказывается для вас - "удушающей".

Я могу порекомендовать вам почитать книгу об отношениях матерей и их взрослых дочерей, возможно там вы увидите что-то и про свою маму:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=209-Dochki-materi

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а так же по Skype.

Лучшие советы и рекомендации в нашем Телеграм канале

Задайте ваш вопрос психологам

Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ