Стоит ли сохранять брак?

2541 2 ответов

Мира 16.10.2015

Здравствуйте, уважаемые психологи.

Мы с мужем вместе 5 лет. У нас прекрасные отношения. Мы близки с ним, у нас схожее чувство юмора, взгляды на жизнь, в постели все хорошо и тд. Мы очень друг друга любим. Но его иногда "клинит". Это происходит около 3-4 раз в год. Он совершает глупые поступки, которые сам не может объяснить, а потом сам же страдает. Или он напивается и забывается, или переписывается с другой женщиной в соц сетях, была и измена.

Я эти кризисы терпеть устала и всеми силами пыталась его переделать. Сейчас я поняла, что это и была моя ошибка. Я не могу его переделать, ведь он не вещь. Теперь я задумываюсь о том, что, возможно, мне следует начать с работы над собой?

Характер у меня непростой, я инфантильна, бескомпромиссна. Короче, тот ещё фрукт :) Муж мой намного мягче, податливей, но иногда абсолютный дурак.

Скажите, можно ли сохранить брак, который, по сути, рушит неприемлемыми поступками муж, тем, что я начну с себя? Стоит ли вообще его сохранять при таких кризисах?

Унтилова (Крайер) Наталья

Унтилова (Крайер) Наталья

День добрый, Мира! 

Конечно стоит попробовать сохранить союз. Начините  с себя, а там будет видно.

Ваше письмо навеяло меня на некоторые размышления. Я ниже дам Вам немного теоретического материала. Возможно это поможет понять некоторые причины ваших переживаний. 

Требование преданности партнёров друг другу, отличающее простое сексуальное влечение от любви, определяется родительским инстинктом, связанным с врожденной заботой и желанием обеспечить своего детеныша все необходимым для выживания. необходимостью поддержки женщины вперёд деторождения до момента пока ребёнок сможет стать минимально самостоятельным.

В качестве объяснительной модели мы используем треугольную теорию любви когнитивного психолога Роберта Стернберга. Согласно ей, в любви присутствуют три обязательных компонента. 

Первый компонент – страсть- биологическое влечение, связанное с желанием физически обладать партнёром.  Основным биологическим требованием к желанной женщине является её физическое здоровье, которая оценивается нами по критериям внешней привлекательности. Снижение внешней привлекательности указывает либо на болезнь, либо на сниженную способность к размножению. Основным требованием к желанному мужчине является наличие способности к доминированию. Она проявляется в древних формах, таких как физическая сила, твердость намерений, спокойный глубокий голос, решительность, так и более эволюционно новых, таких как уровень интеллекта и эрудиции, эстетическое чувство, живое чувство юмора (для неудачников непозволительная роскошь). Способность возбудить страсть является главным условием последующего развития отношений, тем биологическим фундаментом, который станет основной вначале влюбленности, а затем и любви. Биология строит барьеры на пути жалостливого призыва «полюби меня такой, какая я есть!». Ведь это призыв ребенка к маме, а не соблазнительное предложение. Поэтому одиноким людям, страстно желающим вызвать чувства в другом, важно иметь хотя бы чуть способности удивляться и восхищаться своей красотой неописуемой и удалью молодецкой, как минимум.  Если эта способность страдает, то даже при наличии идеальных качеств по-настоящему привлечь другого будет трудно. Страсть склонна затухать, и, если у пары все держится только на этом компоненте, становится возможен разрыв. Затухание страсти становится возможным в период рождения детей, стрессов, потерь, усталости. Важно не путать затухание страсти с полным угасанием любви. Ведь если Вы изначально были способны очароваться Другим в начале ваших отношений, то это очарование способно возникнуть вновь. 

Вторым важным компонентом любви согласно Стернбергу, является интимность пары. Интимность пары уходит корнями в далекое чувство слияния с матерью, забытое нами событийно, но сохраняющееся в нашей эмоциональной памяти. Именно благодаря интимности становится возможна настоящая близость, с безграничным доверием Другому. Интимность любовной пары весьма хрупкая. Сохранение интимности делает людей близкими, а разные формы дистанцирования (от физического до эмоционального) способны ее разрушить. Сохраняет ее механизм, описанный аналитиками как «исключение третьей стороны». Решимость влюблённых формировать своё мы позволяет им установить границы со всеми остальными группами как говорится в известном рекламном слогане и "пусть весь мир подождёт». Когда же под влиянием бытовых трудностей, появления ребенка, вмешательства и конкуренции родителей (той самой третьей стороны), близость ослабевает, ослабевает и любовь. Страсть может сохраняться, но партнер перестает рассматриваться как уникальный, что открывает путь измене. В случае измены партнер, которому изменили, также становиться из единственного «одним из…», и это порождает в отношениях недоверие, отчуждение и желание мести. В тоже время интимность укрепляется в противостоянии окружению, что делает особо устойчивыми отношения мигрантов в инородном окружении, любовные союзы революционеров и совсем уж парадоксальные союзы порно актеров.

Третьим компонентом является верность (преданность отношениям). Она с одной стороны позволяет человека чувствовать себя защищенным другой стороны благодаря преданности отношениям они развиваются. Корнями преданность уходит к биологическому императиву охраны своей территории. Всех тех, кто в древние времена помогал нам выжить мы называли родными людьми. Родители, Род, Родина, Родственники-эти однокоренные слова. Они обозначают все то, что способствует выживанию нашего потомства и сохранению нашей генетической линии. Ведь биологическая опасность неверности состоит в риске воспитания не своих, а чужих детей. Именно преданность биологически связывает патриотизм и супружескую верность. Предательство тоже однокоренное с преданностью и предками. Предать значит отказаться от части самого себя и своей личной истории. Именно биологический императив защиты своей генетической линии наделил это явление таким оттенком презрения. Процессы развития глобального общества не могли не сказаться и на современной любви. Первый удар был нанесён реформаторами общественного сознания психоаналитиками- последователями Фрейда. В религиозную эпоху страсть было синонимом греховного. Фрейд, как известно, снял табу с силы, проявления который лежит в ее основе этого- либидо указав на её универсальную, биологическую природу. Это позволило человечеству реабилитировать сексуальное влечение и разрешить себе испытывать сексуальное наслаждение. Упор на сексуальные наслаждения видоизменил общественное задачи брака, отвязав сексуальность от привязки к деторождению. Общественная мораль перестала быть тормозом на пути к наслаждению, в сочетании с рыночной ориентацией общества, породив ощущение лёгкости замены любимого объекта. Как если бы другой был деталью автомобиля или расходным материалом принтера. Это привело к снижению рождаемости и учащение разводов, а также кризису современной семьи.

Пишите, Буду рада Вам помочь !

Унтилова (Крайер) Наталья Владимировна, психолог в Москве

Лучшие советы и рекомендации в нашем Телеграм канале

Задайте ваш вопрос психологам

Задать вопрос
ПСИХОЛОГАМ